Щепелина Ольга Васильевна
Консультация «Подготовка детей к обучению грамоте»
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте в детском саду и предполагает: умение определять количество звуков в слове, умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, умение определять место звука в слове.
Публикация «Консультация „Подготовка детей к обучению грамоте“» размещена в разделах
Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду:
• сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
• знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
• умение работать со схемой слова, предложения.
Что такое звуки? Звуки — это то, что мы слышим и произносим. А что такое буквы? Буквы мы пишем и читаем.
1. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки - А, У, О, И, Ы, Э. Гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) .Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ]. А согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.
2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками. Запомните, что
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
4. Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова используется схема. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА.
Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.
Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом. Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.
Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.
Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:
- На что похожа буква?
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки, вылепить из пластилина и т. п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Конечно же, всё перечисленное выше должно быть сформировано у вашего ребенка в старшем дошкольном возрасте. Сформированность данных показателей поможет вашему ребенку в дальнейшем при поступлении в школу, в первый класс. Желаю успехов вам и вашим детям!