Алла Коновалова
Консультация. Подготовка детей к грамоте в условиях проектной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества главной целью образования становится развитие личности ребенка, а затем уже передача знаний и социального опыта. Ребенку нужно помочь активизировать его познавательную деятельность, другими словами, ребенка научить добывать знания самостоятельно, создавая при этом определенную развивающую среду и условия.
На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, способствующие развитию познавательной активности ребенка и развитию личности в целом.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности (или метод проектов).
Работа над проектом предполагает :
1) комплексное применение необходимых знаний и умений из разных разделов образовательной программы;
2) получение конкретного результата в процессе совместной работы взрослых и детей над определенной практической проблемой.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он позволяет детям более глубоко узнавать окружающий мир, ориентироваться в нем, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектная деятельность носит личностно – ориентированный характер, поэтому, кроме того что ребенок узнает свойства предметов, он еще учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получая опыт общения с группой и коллективом в целом. У ребенка появляется возможность получить более полную информацию о чем-либо.
Для педагогов работа в проекте требует другого подхода, перестройки мышления, умения создать ситуацию, выделить проблему, определить пути ее решения. Для самих детей, с точки зрения психологов, работа в проектной деятельности не требует каких-либо усилий, т. к. носит вполне естественный характер: дети от природы любознательны, активны, у них есть стремление к познанию, экспериментированию. Они любят проверять предметы на прочность и т. д.
Подготовка к обучению грамоте входит в область «Коммуникации», направление «Речевое». Проектная деятельность по ПДГ позволяет выявить проблемы звуковой, слоговой сторон речи и находить пути их решения. Работу надо строить на интересе детей и их опыте. Также как и в других областях, мы подводим детей к проблеме (ситуации, обозначаем тему, выясняем:
- Что мы уже знаем об этом?
- Что хотим узнать?
- Где можем это узнать?
Работа над проектом может длиться от одного дня и до того времени, пока проблема не будет изучена со всех сторон. Очень важно при этом широко использовать наглядность.
Говоря о наглядности, хочу познакомить Вас, уважаемые коллеги, с речевым пособием «Кольца Луллия».
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.
Для создания игрового занимательного пособия «Речевые круги» использовалась методика «Кольца Луллия» [«Обруч» №4, 2004г, Л. Логинова «Кольца Луллия»].
Пособие представляет собой круги (пластинки) закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4, 6, 8 секторов. Для изготовления пособия возьмите 2 прямоугольных куска картона шириной, равной диаметру ваших колец (пластинок, и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. Вырежьте в верхнем прямоугольнике окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. При помощи данного пособия можно:
• развивать фонематические процессы;
• уточнять и активизировать словарный запас;
• совершенствовать слоговую структуру слова;
• автоматизировать звуки речи;
• формировать структуру предложений;
• совершенствовать развитие связной речи.
Это игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
Нельзя не отметить универсальность игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Использование «Речевых кругов» позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и сверстниками, на занятиях и в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Варианты колец каждый педагог может выбирать самостоятельно, придумывать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники.