Наталья Нургалиева
Подготовка детей с ЗРР к инклюзивному обучению в условиях реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир развивается настолько быстро, что социальные требования к человеку непрерывно возрастают. Этот процесс касается и детей. При поступлении в 1 класс ребёнок должен знать все буквы, уметь писать и читать, считать до 10 по порядку, решать простые примеры на сложение и вычитание. В каждой школе существует целый ряд требований и тестов который ребёнок должен выполнить, что бы просто поступить в 1 класс. И такие запросы выдвигаются в самой обычной школе. Чтобы ребёнка взяли учиться в более престижное учреждение, ему придется пройти настоящий экзамен. Однако это огромная нагрузка на нервную систему и далеко не все дети могут с ней справиться. Особенно, это касается детей с задержкой психоречевого развития. Медикопедагогическая комиссия в подобных случаях дает детям направление в специализированные школы или классы коррекции. Высшее образование и достойная работа после такого обучения практически не достижимы.
Публикация «Подготовка детей с ЗРР к инклюзивному обучению в условиях реабилитационного центра» размещена в разделах
ЗРР отставание от нормы возрастного развития речи. Статистика утверждает, что с начала XXI века количество детей, имеющих подобное отклонение, выросло в десятки раз.
Это заболевание чаще всего диагностируется у детей возрастом старше 5 лет. В этом возрасте малыш должен начать активно разговаривать. Если ребенок молчит, или его речь непонятна, он сильно выделяется на фоне своих сверстников. Именно тогда большинство родителей начинают бить тревогу.
Ребёнку с задержкой речевого развития необходим особый подход и специфическая методика обучения. Своими силами родители не способны с этим справиться. Поэтому необходимо обратиться к помощи специалистов.
В ходе знакомства с ребёнком коррекционный педагог должен вызвать у малыша чувство доверия. На курсах подготовки к школе педагоги понимают, что ребёнку с ЗРР присуща низкая степень устойчивости внимания. Вот почему необходимо специально организовывать и перенаправлять концентрацию дошкольника. Ему следует предоставить большее количество пробных попыток, чтобы малыш смог войти в ситуацию и освоить новый вид деятельности.
Часто случается, что задержка речи является основным фактором неадекватной вербализации понимаемого или происходящего вокруг. К примеру, если ребёнку показать страшную картинку, он ответит, что боится. Однако объяснить почему, не сможет. Многие простые для других детей вещи малышу с ЗРР непонятны. Поэтому всю информацию необходимо дробить на порции. Короткие отрезки важно преподносить ребёнку поэтапно. Все задачи должны быть сформированы чётко и конкретно.
Обычный школьный учитель не всегда сможет понять, что детям с проблемами речи может быть присуща быстрая утомляемость или, наоборот, чрезмерная возбужденность. В таких случаях педагог поступит с ребё нком также как с другими учениками: накричит или накажет иным способом. Это крайне неверный подход! Такое поведение может привести к усугублению ситуации.
Курсы подготовки к школе необходимы ещё и по той причине, что педагоги прекрасно понимают, когда дети с ЗРР манипулируют взрослыми. Они могут избегать ситуаций, которые требуют целесообразности действий и волевых усилий. Поэтому педагог должен применить всю свою проницательность, чтобы отличить утомлённого малыша от «симулянта».
Успешность подготовки к школе напрямую зависят от вовлеченности родителей в процесс. Только в тандеме ребёнок-родитель-специалист можно добиться положительных результатов и освоить новые знания, навыки и умения!
Курс подготовки детей к обучению в школе богат по содержанию. В нё м поставлена задача: ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от индивида» к коллективному поиску.
Данный курс включает в себя развитие речи и обучение слоговому чтению; по математике: изучение счёта и состава чисел в пределах 10, решение простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, -, =, понятия «больше», «меньше», «столько же», «справа», «слева»; укрепление мышц кисти руки и пальцев.
Курс состоит из трё х разделов:
1. Обучение слоговому чтению и развитие речи.
2. Математика.
3. Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев.
Важнейшей частью курса является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
Работая над решением проблемы подготовки детей при поступлении в школу, я начала с вопроса: «Нужна ли подготовка к школе? И если нужна, то в какой форме?»
Цель моего исследования: выяснение отношения к подготовке детей к школе наиболее заинтересованных лиц: учителей, воспитателей ДОУ и родителей дошкольников, а также сама результативность подготовки к школе детей с ЗРР.
В исследовании принимали участие родители и воспитатели старших и подготовительных групп центра, учителей начальной школы.
В ответах на вопрос: «Нужна ли подготовка ребёнка с задержкой речевого развития к обучению в школе?» Все были практически единодушны: подготовка нужна. В этом уверены 96% родителей и 100% педагогов. Большинство опрошенных (60% родителей, 100% воспитателей и большинство учителей начальной школы) считают, что подготовка детей к обучению в школе не может ограничиваться спонтанным развитием, она должна быть организована в виде специальных занятий.
С 2014 учебного года в нашем центре работала группа по подготовке детей с ЗПРР к школе по авторской программе «Один шаг к школе».
Цель курса: выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.
Данные цели реализуются путё м решения следующих задач:
• формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
• развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т. д.);
• развитие элементарных математических представлений;
• развитие речи и фонематического слуха;
• развитие мелкой моторики;
• развитие координации движений.
Настоящая программа рассчитана на детей 6-8 лет, занимающихся в группах наполняемостью не более 8 человек, с ЗПРР, с ОНР. Срок реализации программы – 1 год (с сентября по май). Режим занятий: каждый день по три занятия. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут, включая 2-3 физкультминутки. Перемены между занятиями – 10 минут.) Соблюдается баланс разных видов активности детей – умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. При этом из общего времени занятий отводим 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50 % составляют занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла.
Дети были протестированы на наличие знаний и умений, была проверена их готовность к школе на начало и конец учебного года.
Вывод: Результаты проведенных исследований показали необходимость подготовки детей с ЗПРР к школе. Были проанализированы содержания общеразвивающей программы Центра и качества её подготовки детей к школе. Это помогло перейти, продолжая использовать традиционные формы подготовки к школе, на новые способы «выравнивания и развития стартовых возможностей» детей с ОВЗ. Чтобы сократить адаптационный период первоклассников, помочь детям осознать себя в новой социальной позиции школьника. Из восьми детей, посещавших группу подготовки к школе, семь дошкольников по решению республиканской МППК пошли в общеобразовательные школьные учреждения нашей республики: г. Якутска, г. Покровска, п. Хандыги, г. Мирный, г. Нерюнгри и др.
Список литературы:
1. Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М. : Дрофа, 1997.
2. Николаева С. В. Развёрнутое тематическое планирование по программе «Школа России» 1 класс. – В. : Учитель, 2009.
3. Серия книг Елены Бортникой.