светлана пронина
Консультация по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»
▼ Скачать
Воспитание нравственных чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной воспитательной задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственно - этические качества разовьются у дошкольника, зависит прежде всего от родителей и окружающих взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогащают. Чувство любви к родине у детей дошкольного возраста выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, к привычному стилю жизни.
Публикация «Консультация по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста „Люби и знай родной свой край“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Стоит задуматься над тем, доступны ли начальные чувства патриотизма в младшем дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, малой родине, городу, родной природе. Это и есть начало формирования чувства патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процессе каждодневного целенаправленного воспитания.
В настоящее время воспитание будущего гражданина становится очень трудным, сложным процессом, требующим большого терпения, так как в современных молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются особо важными, и зачастую вызывают удивление.
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина своей страны. Чтобы достигнуть определенного результата, в вопросах воспитания патриотических чувств у ребёнка необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоционально - нравственную сферу. Такие методы, которые были бы ребёнку интересными, занимательными, способными удерживать его внимание в процессе познания ранее неизвестных сторон окружающей действительности.
В младшем дошкольном возрасте ребенок уже должен знать, в какой стране он живет, чем его родная страна отличается от других. Нужно как можно больше рассказывать малышу о его малой родине, например о посёлке в котором он живёт с родителями, воспитывая таким образом чувство гордости за свою малую родину. С самого раннего детства очень важно приучать детей бережно относиться к тому, что создано его родными и близкими, учить поддерживать чистоту и порядок в местах общего пользования, участвовать в украшении своего дома, двора, подъезда, детского сада.
Начинать знакомство малышей с «малой родиной» целесообразно с рассматривания близлежащих жилых домов, а затем улиц, постепенно переходя к общественным зданиям микрорайона, объясняя при этом их назначение. Например, совместно с малышом можно нарисовать улицу, на которой вы живёте или где полагается ваш детский сад.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Например, это беседы о Малой родине, о родном посёлке, о природе родного края, о известных людях, чтение детских книг на патриотические темы, ознакомление с устным народным творчеством, художественной литературой, песнями родного края, конечно же личный пример родных и близких. В процессе знакомства с традициями родного края, воспитывается гордость и уважение к своей Родине. Также необходимо помнить о традициях и обычаях других народов, проживающих на территории Среднего Урала, с которыми малыша обязательно нужно познакомить, формируя к ним дружелюбное отношение.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, поэтому нравственно - патриотическое воспитание малышей предполагает неоднократное повторение уже изученного ранее материала, с целью создания к нему более стойкого интереса. Для ознакомления малышей той или иной темой лучше всего использовать игровые методы. Например, детям очень интересны игры - путешествия, во время которых они могут узнать что – то новое о малой или большой Родине, разных странах без особого утомления и перенапряжения. Поскольку игры - путешествия придают процессу познания сказочную необычность. Дети младшего дошкольного возраста обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения ими новой информации родителям стоит воспользоваться фотоиллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так, например посещение Свердловского областного краеведческого музея откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родного края.
Одно из важнейших проявлений чувства патриотизма – любовь к родной природе. Она проявляется в бережном отношении к ней, в элементарной заботе о животных, в доступном элементарном труде по уходу за растениями. Немаловажное значение имеют прогулки в ближайший лес, на водоём, в парк. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, навсегда остаются в памяти человека и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом своей страны.
Немаловажным условием формирования нравственно-патриотических чувств у ребёнка младшего дошкольного возраста является тесная взаимосвязь с родителями. Изучение истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет его более внимательно относиться к своим историческим корням.
Безусловно, основа нравственного воспитания человека закладывается в семье. Нравственно - патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье, но условий для этого сегодня, увы мало. И дело тут далеко не в отсутствии у родителей времени для воспитательных бесед со своими чадами, а в некоем желании оградить их от решения трудных задач. В современных семьях основную часть времени малыш общается с мамой. И именно с ней у него складываются доверительные отношения, именно с ней он может обсудить свои тревоги, потребности. Однако для детей не менее важным является общение с папой. И чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства. Общеизвестно, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются, а малыши, лишенные в свою очередь возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и при полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Исключительно постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает чувство взаимной любви. Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании памяти предков – одна из ведущих идей воспитания. Исследования, проведённые социологами, показали, что семья и детский сад, имея свои определённые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития и воспитания ребенка.
Обобщая всё выше сказанное, можно конкретизировать, что воспитать патриота своей Родины и гражданина своей страны- это ответственная, трудная, но очень важная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Систематическая работа с использованием разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность старших за свои дела, могут стать основой для формирования нравственно - патриотических качеств у ребёнка дошкольного возраста.