Приложение МААМ

Консультация педагога-психолога «Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников»

валентина сидоренко
Консультация педагога-психолога «Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация педагога-психолога МКДОУ №3 Сидоренко В. И.

для педагогов ДОО

Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников

"Однажды ты найдёшь в шкафу свой портрет, написанный шариковой ручкой. Там у тебя будут кривые ноги, квадратная голова, косы размером с солнце, косоглазие и нос на щеке. Ты поцелуешь каракули и решишь, что оно того стоило".

Публикация «Консультация педагога-психолога „Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Педагог-психолог : Замечательная фраза. Она возвращает нас в детство, когда хотелось рисовать везде и всюду, рисовать тем, что только оставляет след. Но на сегодняшний день не всё так просто с детским рисованием, как кажется. Анализ рисунков детей подготовительных групп в последние годы заставляет задуматься над тем, что рисунок человека почти у 80% детей не соответствует возрастной норме, некоторые дети отказываются даже рисовать человека. Почему так происходит? Всё ли дело в обучении технике рисования или что-то ещё влияет на это? Давайте подумаем вместе.

Как вы думаете, зачем нужно ребенку заниматься изобразительной деятельностью? Ведь, как известно, далеко не каждый в будущем становится художником или дизайнером?

Детское изобразительное творчество не может быть успешным без участия взрослых людей. Но отношение к нему у взрослых достаточно противоречивое, поэтому в развитии художественной педагогики и практики обучения и воспитания изобразительному искусству в образовательных учреждениях, особенно в школах, длительное время существует пренебрежительное отношение к данному виду деятельности. Складывается порочный круг: художественному творчеству детей не учат, эстетическое восприятие мира не воспитывают, способностей не развивают – в результате дети делают что-то убогое, малохудожественное, что почти не даёт ничего их развитию. Именно этот отрицательный результат и лежит в основе мнения о незначительной ценности занятий рисованием для детей, что мы сейчас с вами постараемся опровергнуть. А помогут нам материалы Полуянова Ю. А. по данной проблеме, опубликованные в книге для родителей «Дети рисуют». Именно на основе данной книги будет построена наша консультация.

На втором году жизни, когда маленькому человеку слов не хватает, руки и ноги ещё плохо слушаются, а всё вокруг так интересно, но непонятно, он начинает рисовать. Увлечение рисованием захватывает детей всех стран, национальностей, культур. Рисуют все дети. Исключение крайне редко.

Сначала рисуют бессмысленные штрихи и линии, потом- забавных человечков, домики, папу, маму, друзей… - словом, всё то, что его привлекает, удивляет, нравится. И так продолжается до 9-10 лет.

Взрослые относятся к детскому рисованию по-разному:

- одни считают его ребячьей полезной забавой, которой не надо мешать,

- другие - бесполезным баловством, которое поощрять не надо, запретить трудно, лучше переключить внимание на что-либо полезное,

- третьи склонны видеть в увлечении рисованием проявление задатков будущего художника-профессионала (они поощряют только то, что нарисовано «правильно» по их мнению,

- другие понимают склонность маленьких детей к рисованию как особое «детское искусство».

Многие родители остаются совершенно равнодушными к детскому рисованию.

Точно такое же противоречивое отношение у взрослых было и к детской игре. Теперь точно установлено, что психика человека, лишённого в детстве играть, развивается неполноценно. Возможно, что-то теряет и ребёнок, лишённый изобразительной деятельности? Что же она тогда развивает? Какую потребность ребёнка она удовлетворяет?

Обычно дети начинают рисовать на втором году жизни: одни - чуть раньше, другие – позже. Если бумагу и карандаш ребёнок вовремя получит от взрослого, то он и дальше будет пользоваться этим материалом. Ребёнок может самостоятельно обнаружить, что кусочек мела, угля, губная помада, папина авторучка оставляют следы всюду: на полу, на стене, на двери. Больше всего страдают книги. Скоро это станет бедствием для семьи.

Почему даже тот ребёнок, который никогда не видел, как это делается, начинает рисовать? Причина появления графической активности – подражание ребёнка действиям взрослых. Подражание взрослым вызвано стремлением ребёнка делать как мама, папа, как большой, самостоятельный. Для детей подражание взрослым – источник и главное средство освоения всего нового, но подражание не всегда ведё т к полному повторению: подражая чтению, ребёнок начинает рисовать.

Первая стадия графической активности детей называется доизобразительной : ребёнок рисует каракули. Но каракули можно условно назвать рисованием, потому что они ничего не изображают. Ребёнок не пытается что-то нарисовать реальное, он только водит рукой с карандашом по бумаге. В начале дети даже не смотрят на то, что сделали, только черкают. Потом начинают всматриваться, смеяться, улыбаться, остаются очень довольными. Что они там видит? Чему улыбаются?

Сначала ребёнок получает удовольствие от самих своих движений. Потом он замечает результат своих движений, т. е. наглядный образ своих действий. Он начинает понимать взаимосвязь между своими движениями и штрихами. Таким образом, детские каракули – одновременно образ и двигательный, и зрительный.

Рисование доставляет ребёнку большое удовольствие, но руки ещё не слушаются. Рисование же совершенствует движения руки, что очень важно для развития многих способностей человека. Ещё важнее то, что между движениями рук и развитием зрения человека существует теснейшая взаимосвязь.

Первым организатором детских каракулей становится ритм. Это можно заметить по ритмичному повторению движений руки с карандашами. Благодаря им на листе создаётся какое-то подобие орнамента, т. е. повторения и чередования (точки, штрихи, линии). От этого рука постепенно становится всё более послушной, гибкой и подвижной. Внешний вид рисунков постепенно меняется, появляются зигзаги, дуги, следы вращательных движений.

В этот период очень важно для развития, как мелких мышц кисти, так и всей руки, выполнение размаха движений разной амплитуды (преобладание отрывистых движений с малой амплитудой полезно для развития мелкой моторики, но тормозит совершенствование руки в целом). Для этого, наряду с большими листами для рисования, надо давать листочки среднего и маленького размера.

На пути к первым изображениям союзником рисования становится слово, точнее – речь. Процесс рисования связан преимущественно с активностью речевых разделов головного мозга. Изобразительная деятельность и речь развивают мышление ребёнка. В сознании ребёнка начинает складываться образ собственных действий – основание для развития способности воображения. Это главное новое образование в психике тех детей, которые на этой стадии активно рисуют. Можно представить теперь, что же теряют дети, которые лишены возможности рисовать в раннем возрасте. Более того, всё, что складывается у малыша в первые годы, закрепляется плотно на всю жизнь, а всё, что упущено, позже трудно сформировать. Замечено, что дети, которые по каким-то причинам прервали рисование на доизобразительной стадии, плохо относятся к занятиям по рисованию, без особого энтузиазма берутся за изображение живых существ, особенно человека (рисуют их намного хуже других детей, рисуют их только по заданию взрослого. Они, как правило, изображают узоры, избегают попыток передать в рисунке свои впечатления, переживания, фантазии. Даже опытным учителям бывает трудно компенсировать упущенное в раннем возрасте.

Первым изображением чего-то реального на детских рисунках чаще всего оказывается человек. Выглядит он странно: огромная голова стоит на ногах – «головоног». Появляется он на рисунках детей 3-4 лет. Происходит это как с подсказки взрослого, так и самостоятельно.

Малышу 3-4 лет очень трудно рассказать что-то о своём будущем рисунке, потому что он ещё не знает, что он нарисует, просто ему хочется порисовать. Даже если он скажет, что будет рисовать домик, изображено может быть в итоге совсем другое. Взяв в руки карандаш, он оказывается во власти каких-либо впечатлений, это он и изображает. Спросив ребёнка о том, что нарисовано, вы можете услышать рассказ, намного развёрнутее, чем рисунок. При повторении рассказ каждый раз дополняется новыми подробностями. В этом рассказе много ценного для замысла рисования (эмоциональное отношение, обобщённое представление). Но замысел у маленьких детей оказывается в конце, а не в начале, не как план, а как итог рисования. Это первый шаг на пути к формированию способности строить замысел будущего рисунка.

Зачем же дети рисуют? Мы можем сказать – рисуют, чтобы развивать воображение, фантазию. Но почему эта способность так необходима человеку? Воображение – способность универсальная. Она участвует во всей жизнедеятельности человека : от простых и обычных житейских дел до сложных и исключительных открытий в науке, технике, искусстве. «Без неё нельзя сделать ни шагу, - писал Э. В. Ильенков, - не только в искусстве, если это ни шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое воображения, никогда бы не запустило в космос ракеты».

В воображении объединяются возможности органов чувств и мышления человека, порождая важнейшее орудие познания – интуицию.

Сила воображения – способность многоликая- может стать и драгоценной для человека, и коварной, но не сама по себе, а в зависимости от того, как сформировалась в детстве и для чего применялась.

Но есть такой вид фантазии, который любой человек будет считать неоценимым даром – это продуктивное, творческое воображение. Творческое воображение деятельное, всегда стремится воплотиться в реальные дела, во всё новое. Оно никогда не бывает бесплодным. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, воображения.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение, фантазия должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

В подтверждение сказанному выше я попрошу вас дополнить фразу отсутствующими словами.

Упражнение «Дополни высказывание недостающими словами»

Ум без сердца - ___ (мертвец)

Ум без совести - ___ (подлец)

Ум без воли - ___ (глупец)

Ум без воображения - ___ (слепец)

Развитию творческого воображения детство даёт шанс всем детям в виде двух видов деятельности (интересных и доступных любому ребёнку) – игре и изобразительном творчестве. По широте, глубине и длительности детское рисование сравнимо лишь с игрой, с которой оно в дошкольном детстве психологически неразделимо. В жизни ребёнка они появляются очень рано, у него есть потребность в этим видах деятельности. Цель, к которой ведёт эта потребность – развитие воображения - для детей остаётся неосознанной. Дети не осознают, для чего они играют и рисуют. Но взрослые должны эту цель знать и понимать, поэтому в изобразительной деятельности детей не должно быть длительных перерывов. Они крайне нежелательны, поэтому надо знать, почему ребёнок может перестать рисовать. Во-первых, это запрет родителей. Во-вторых, самая распространённая психологическая причина перерывов или отказов в рисовании связана с отрицательной оценкой детских рисунков. Оценивать рисунки обязательно надо, но при этом надо помнить – психология дошкольника такова, что оценку своих действий и их результатов он не всегда отличает от выражения взрослым хорошего или плохого к нему отношения. Чтобы этого не случилось, постарайтесь оценивать рисунки ребё нка так: сначала похвалите, если не найдёте достоинств, похвалите хотя бы за то, что он занимался рисованием. Потом только, если есть необходимость, отметить недочёты, скажите, что рисунок был бы лучше, если бы… Обязательно точно указать, что и как надо улучшить. Сочетание похвалы с точным замечанием – единственная форма отрицательной оценки, которая не принесёт вреда дошкольнику.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для умственного развития детей.

- Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников : воображения, восприятия, мышления, всех видов памяти, внимания, речи.

Почему же дети стали рисовать хуже и интерес к рисованию у многих не развивается? Какие можно сделать выводы из прослушанного:

- Нет объекта подражания. Культура чтения книг заменена электронной версией, компьютером, айфоном и т. д.

- Прерывание доизобразительного периода. Дети лишены возможности по каким-либо причинам рисовать в раннем возрасте.

- Отсутствие помощи и понимания со стороны взрослых.

Таким образом, можно сказать, что будет ли ребёнок заинтересован в изобразительной деятельности, напрямую зависит от нас, взрослых, родителей и воспитателей. Успехов вам, рисуйте, как говорится, на здоровье!

Использованная литература:

Полуянов Ю. А. Дети рисуют. Педагогика родителям –М. Педагогика. 1988г.

ПАМЯТКА

для педагогов ДОО

«Значение изобразительной деятельности в развитии ребёнка»

В процесс создания изображения включаются все сферы деятельности ребенка :

общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и сверстником);

воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребенка);

ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, строение предметов и объектов, выделение существенных свойств);

формирования элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равные части).

Развиваются психические процессы (для того, чтобы ребенку что-либо изобразить, нужно задействовать все психические процессы) :

воображение;

восприятие (сенсорные эталоны);

память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);

мышление (изо – один из видов аналитико-синтетической деятельности);

речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить произношение звуков (заменяют пальчиковые игры, а значит и речь ребенка. Доказано, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга, которые тесно взаимосвязаны с речевыми зонами, поэтому есть все основания считать кисть руки – как орган речи);

внимание.

Развивается

мелкая мускулатура кисти (мелкая моторика, которая так же способствует развитию речи, мозговой активности);

координация межполушарного взаимодействия, т. е. правой и левой руки (правое полушарие – конкретно-образное мышление; левое – абстрактно-логическое).

Развиваются предпосылки учебной деятельности :

формирование умений планирования последовательности выполнения;

осуществление контроля на различных этапах работы;

развитие волевых качеств: усидчивость, терпение, настойчивость.

координация руки и глаза;

подготовка руки к письму.

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значительный психопрофилактический фактор.

Терапевтический эффект:

успокоение ребенка;

раскрытие его внутреннего мира;

снятие психо- эмоционального напряжения, агрессии.

Публикации по теме:

Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа.

Анализ деятельности педагога-психолога за учебный год АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГУЛЯЕВОЙ Д. В. ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД ОТЧЕТ Цель работы: создание и поддержание благоприятного.

Циклограмма деятельности педагога-психолога ДОУ ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА НА 2015-2016 УЧ. ГОД Понедельник 8.30-9.00 подготовка к НОД 9.00-9.40 индивидуальная диагностическая,.

Консультация педагога-психолога для воспитателей «Как понять язык ребёнка» Консультация педагога-психолога для воспитателей "Как понять язык ребёнка" Конечно очень сложно педагогу не растеряться и справится в группе.

Основные направления деятельности педагога-психолога ДОО Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОО конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.

Перспективное планирование образовательной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы Перспективно-тематический план индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы Образовательная деятельность.

План самообразования педагога-психолога «Развитие и коррекция познавательной сферы дошкольников с ОНР» на 2016–2021 уч. годы Индивидуальный план профессионального развития педагога-психолога Педагог-психолог: Сагитова Аделина Ильясовна 2016-2017. Подготовительный.

Психологические основы развития коммуникативных навыков в театрализованной деятельности на занятиях изостудии в детском саду Каждый согласится, что театр – это не только средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Скорее, это чудо, способное.

Роль дидактических материалов в деятельности педагога-психолога ДОУРоль дидактических материалов в деятельности педагога-психолога ДОУ Бытует заблуждение, что педагог-психолог в своей деятельности использует преимущественно только психологический инструментарий (тесты, методики).

Эффективность консультативной деятельности педагога-психолога. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ о профессиональной деятельности – консультировании педагогом-психологом МБДОУ д/с «Ладушки» г. о. Кохма Соболевой А. М.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация педагога-психолога «Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 20:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация педагога-психолога «Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем валентина сидоренко (УИ 899000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД