Аделина Сагитова
Роль дидактических материалов в деятельности педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Бытует заблуждение, что педагог-психолог в своей деятельности использует преимущественно только психологический инструментарий (тесты, методики) и приемы психотерапии. Однако это не совсем так. Он в праве наравне с другими участниками воспитательного процесса прибегать к помощи обучающего дидактического материала различных учебно-игровых, развивающих и наглядных пособий. Внедряя в программу индивидуальной или групповой психокоррекции элементы дидактических игр с использованием специальных материалов, психолог может улучшить результаты наблюдаемых показателей у воспитанников памяти, мышления, внимания и других психических процессов. Кроме того, в руках психолога дидактический материал может обретать новые функции и задачи. Например, счетные палочки превращаются в материал для конструирования изображений, дидактические карточки в увлекательную игру на сплочение, а всем известные кубики в пособие для развития фантазии и воображения.
Публикация «Роль дидактических материалов в деятельности педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
Психокоррекционная и развивающая работа с дошкольниками проходит в игровом режиме. Поэтому такие материалы в работе психолога рассматриваются в контексте специальных игр, которые также называются дидактическими играми.
Дидактические игры это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
В любой из вышеназванных категорий могут использоваться те или иные дидактические материалы.
Особую роль в системе воспитания дидактическому материалу отводила Мария Монтессории в рамках педагогической парадигмы Монтессори он рассматривается в контексте познавательной среды ребенка и не может быть просто демонстративным, Также специализированные материалы занимали ключевую позицию в системе обучения Эдуарда Сегена.
В России наиболее распространены дидактические пособия школы Н. А Зайцева («счетные палочки», «орнамент», «платоновы тела» и т. д., и Никитиных («уникуб», «сложи узор», «кубики для всех»).
Кубики Никитина "Сложи узор" в кабинете педагога-психолога
Из зарубежных методик стоит выделить такие пособия, как счетные палочки Д. Кюизенера и логические блоки З. Дьенеша, материалы Воскобович, математический планшет Калеба Гатеньо они являются универсальными и подходят для дошкольных педагогов различных направленностей.
Блоки Дьенеша с кубиками описания свойств в кабинете педагога-психолога
Палочки Кюизенера в кабинете педагога-психолога
Примеры дидактических игр психологической направленности с некоторыми из выше представленных пособий
1. Развитие памяти и внимания
Материал: палочки Киюзенера
Возраст: 3-7 лет
Содержание: перед ребенком выкладываются в случайной последовательности палочки разной длины и цвета. Психолог просит запомнить последовательность, затем накрывает её коробкой или листом, предлагая ребенку повторить комбинацию. Задание облегчается или усложняется в зависимости от возраста и способностей, а уровень сложности повышается по мере улучшения показателей.
2. Развитие воображения и творческих способностей
«Сложи дорожку»
Материал: палочки Кюизенера, «орнамент» Зайцева, круг из бумаги или картона диаметром 20-30 сантиметров.
Возраст: с 4-х лет.
Содержание: ребенку предлагается выложить мандалу из предложенных средств. 3. Развитие логического мышления:
«Конфеты для медвежонка»
Материал: блоки Дьенеша, кубики или карточки с обозначением свойств
Возраст: с 4-х лет
Содержание: ведущий каждый раз указывает с помощью карточек свойства того блока-конфеты, которого хотел бы съесть медвежонок. Свойства блока он обозначает перечеркнутыми и неперечеркнутыми знаками.