Алла Белова
Психологические основы развития коммуникативных навыков в театрализованной деятельности на занятиях изостудии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый согласится, что театр – это не только средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Скорее, это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, формировать творческую активность. Театр, справедливо считают психологи, способен сокращать духовную пропасть между взрослыми и детьми. Наше дошкольное учреждение «Айлин» функционирует первый год, и даже нам, молодым педагогам, очевидно, что вся жизнь наших деток насыщена игрой, каждый ребенок стремится сыграть в ней свою роль.
Публикация «Психологические основы развития коммуникативных навыков в театрализованной деятельности на занятиях изостудии в детском саду» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Изо дня в день можно наблюдать, как в игре ребенок получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, учится строить взаимоотношения с окружающими. Однако, наши размышления не о профессиональном театре, а том, что этот вид искусства очень тесно связан с другими, в том числе с изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении и решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативы, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности через игру.
Театрализация в любом виде в дошкольном учреждении – это удачная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети создают уникальный (свой) художественный образ любого персонажа, они умеют видеть необычное в обыденном. Почему же детям так близко и понятно театральное искусство? Ответ очевиден, потому что в его основе – игра.
Театрализованная деятельность развивает ведущие психические процессы, способствует самопознанию и самовыражению.
Дошкольное учреждение знакомит малышей с первыми театрализованными действиями. Это игры – забавы, хороводы, прослушивание чтения стихов и сказок и многое другое. В такие моменты пробуждается фантазия ребенка. Дети осваивают выразительность речи, совершенствуют диалоги и монологи, а значит, эффективно происходит речевое развитие.
Развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену чувств», поскольку еще не могут управлять ими, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
В связи с увеличившимся интересом к закономерностям формирования личности ребенка со стороны родителей повысился и интерес к различным развивающимся педагогическим и психологическим методикам, которые можно применить как в дошкольном учреждении, так и дома. К этим методикам относится, в частности, арттерапия.
Арттерапия – метод психотерапии, который воздействует на ребенка средствами. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить, и арттерапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация. Арттерапия способствует развитию коммуникативных навыков. Виды арттерапии : песочная терапия, работа с глиной, маскотерапия, драмотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, видеотерапия, фототерапия, библиотерапия, сказкотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия.
Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арттерапии - изотерапии. В данном случае воздействие на развитие ребенка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Изотерапия дает возможность выхода внутренним конфликтам; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей.
Проведение изотерапии с детьми мы осуществляем усилиями психолога и руководителя изостудии. Рассмотрим занятие, которое использовали в практике проведения изотерапии.
Тема занятия - «Подарим мишке рукавичку»
С целью создания условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, развития чувства формы, соразмерности композиции, творческого воображения намечанаем большую театрализацию.
- 1, 2, 3, 4 ,5 начинаем мы играть, встанем все в кружок. Посмотрите, кто пришёл с нами поиграть? (достаю колобка из шерстяных ниток, слушаю ответы детей).
- Ребята, колобок предлагает отправиться в путешествие по зимнему лесу. Для этого вам надо сесть на подушки на ковре, закрыть глаза и представить, что вы слышите музыку зимнего леса (дети сидят, звучит музыка П. Чайковского).
- Спрашиваем, что дети представили себе? Ответы детей: много снега, белые деревья, дует ветер и другое.
- Ребята, посмотрите, что нашлось в лесу, пока вы слушали музыку зимнего леса? Показываю рукавичку.
- Спрашиваем, откуда она взялась в лесу, и знают ли они сказку про рукавичку? Вот и с нашей рукавичкой приключилась такая же история, давайте её посмотрим. (дети сидят, артисты за ширмой, раздвигаем деревья и ёлочки, там большая декорация рукавички).
Педагог: Эта сказка-невеличка, про зверей и рукавичку.
По лесу старик гулял, рукавичку потерял –
Рукавичку новую, теплую, пуховую.
Выбегает мышка с погремушкой: Я под кустиком сижу и от холода дрожу.
Рукавичка – это норка! Побегу я к ней с пригорка –
Это норка новая, тёплая, пуховая! (садятся на нарисованную варежку которая лежит на полу)
Затем поочередно выбегают зайчик, лисичка, волчонок и мишка.
Дети с удовольствием включают мимику, жесты, выразительность речи и т. д. Все – артисты.
Педагог: Вот тебе подарок новый белый, чистый и пуховый (даю мишке силуэт варежки). Нравится? Нет? Грустная и некрасивая рукавичка. Ты хочешь цветную, яркую? Знаю, как тебе помочь. Давайте позовём на помощь нашего колобка, у него много шерстяных ниток, и он поможет нам украсить рукавичку.
Во второй части занятия - аппликация. Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку.
- Объясняем задание: на столах подставки с нарезанными разного цвета шерстяными нитками, клей и силуэты варежек. Надо намазать варежку клеем и полосками приклеить нарезанные ниточки.
Пальчиковую гимнастику проводим тоже в виде игры. Используем самостоятельную деятельность детей, индивидуальную работу с ними. Педагог в роли «медведя» так же участвует в изготовлении поделки, помогает детям.
В конце занятия предлагаем полюбоваться рукавичками детей, делаем анализ работ.
Предлагаем выбрать находящиеся у детей на столах сердечки и показать, какое у них сейчас настроение, объяснить почему (Ответы детей).
Подводим итог: помогать кому – то делать добрые дела всегда приятно и радостно для всех и для того, кто делает, и для того, кому помогают. Вот как хорошо и дружно мы все вместе сегодня потрудились: рассказали сказку, послушали, как звучат музыкальные инструменты, и сотворили красивую рукавичку. Все мы были сегодня молодцы.
Работая с детьми дошкольного возраста, из опыта наблюдаем, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которое отрицательно сказывается на общении с окружающими людьми. Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с тем, что у дошкольников отмечается отставание в развитии социально-коммуникативных навыков. Это проявляется в несформированности речевых форм общения, а также в общей неразвитости структурных компонентов общения, что в дальнейшем может сказаться на учебной деятельности ребенка.
Вот почему так важна, на наш взгляд, интеграция в работе с детьми психолога и преподавателя изостудии.
Список используемой литературы:
1. Грегг М. Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003. // Осипова А. А. –
2. Иванов И. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 2009.
3. Осипова А. А., Общая психокоррекция
4. Бараева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития : Учебно-метод. пособие. – СПб. : Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.
5. Михалева О. Я. Театрализация в школьном образовательном учреждении Москва,2006г.
6. Лебедева Л. Д. Педагогические аспекты арттерапии / Л. Д. Лебедева // Дидакт. - М., 2000.
7. Киселёв М. Ю. Арттерапия: проблемы и перспективы / М. Ю. Киселёв // Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. – М., 1990 .
8. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб. : Лань, 1999.
9. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб. : Питер, 2002.