МААМ-картинки

Психологические основы развития коммуникативных навыков в театрализованной деятельности на занятиях изостудии в детском саду

Алла Белова
Психологические основы развития коммуникативных навыков в театрализованной деятельности на занятиях изостудии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый согласится, что театр – это не только средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Скорее, это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, формировать творческую активность. Театр, справедливо считают психологи, способен сокращать духовную пропасть между взрослыми и детьми. Наше дошкольное учреждение «Айлин» функционирует первый год, и даже нам, молодым педагогам, очевидно, что вся жизнь наших деток насыщена игрой, каждый ребенок стремится сыграть в ней свою роль.

Публикация «Психологические основы развития коммуникативных навыков в театрализованной деятельности на занятиях изостудии в детском саду» размещена в разделах

Изо дня в день можно наблюдать, как в игре ребенок получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, учится строить взаимоотношения с окружающими. Однако, наши размышления не о профессиональном театре, а том, что этот вид искусства очень тесно связан с другими, в том числе с изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении и решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативы, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности через игру.

Театрализация в любом виде в дошкольном учреждении – это удачная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети создают уникальный (свой) художественный образ любого персонажа, они умеют видеть необычное в обыденном. Почему же детям так близко и понятно театральное искусство? Ответ очевиден, потому что в его основе – игра.

Театрализованная деятельность развивает ведущие психические процессы, способствует самопознанию и самовыражению.

Дошкольное учреждение знакомит малышей с первыми театрализованными действиями. Это игры – забавы, хороводы, прослушивание чтения стихов и сказок и многое другое. В такие моменты пробуждается фантазия ребенка. Дети осваивают выразительность речи, совершенствуют диалоги и монологи, а значит, эффективно происходит речевое развитие.

Развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену чувств», поскольку еще не могут управлять ими, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

В связи с увеличившимся интересом к закономерностям формирования личности ребенка со стороны родителей повысился и интерес к различным развивающимся педагогическим и психологическим методикам, которые можно применить как в дошкольном учреждении, так и дома. К этим методикам относится, в частности, арттерапия.

Арттерапия – метод психотерапии, который воздействует на ребенка средствами. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить, и арттерапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация. Арттерапия способствует развитию коммуникативных навыков. Виды арттерапии : песочная терапия, работа с глиной, маскотерапия, драмотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, видеотерапия, фототерапия, библиотерапия, сказкотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия.

Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арттерапии - изотерапии. В данном случае воздействие на развитие ребенка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Изотерапия дает возможность выхода внутренним конфликтам; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей.

Проведение изотерапии с детьми мы осуществляем усилиями психолога и руководителя изостудии. Рассмотрим занятие, которое использовали в практике проведения изотерапии.

Тема занятия - «Подарим мишке рукавичку»

С целью создания условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, развития чувства формы, соразмерности композиции, творческого воображения намечанаем большую театрализацию.

- 1, 2, 3, 4 ,5 начинаем мы играть, встанем все в кружок. Посмотрите, кто пришёл с нами поиграть? (достаю колобка из шерстяных ниток, слушаю ответы детей).

- Ребята, колобок предлагает отправиться в путешествие по зимнему лесу. Для этого вам надо сесть на подушки на ковре, закрыть глаза и представить, что вы слышите музыку зимнего леса (дети сидят, звучит музыка П. Чайковского).

- Спрашиваем, что дети представили себе? Ответы детей: много снега, белые деревья, дует ветер и другое.

- Ребята, посмотрите, что нашлось в лесу, пока вы слушали музыку зимнего леса? Показываю рукавичку.

- Спрашиваем, откуда она взялась в лесу, и знают ли они сказку про рукавичку? Вот и с нашей рукавичкой приключилась такая же история, давайте её посмотрим. (дети сидят, артисты за ширмой, раздвигаем деревья и ёлочки, там большая декорация рукавички).

Педагог: Эта сказка-невеличка, про зверей и рукавичку.

По лесу старик гулял, рукавичку потерял –

Рукавичку новую, теплую, пуховую.

Выбегает мышка с погремушкой: Я под кустиком сижу и от холода дрожу.

Рукавичка – это норка! Побегу я к ней с пригорка –

Это норка новая, тёплая, пуховая! (садятся на нарисованную варежку которая лежит на полу)

Затем поочередно выбегают зайчик, лисичка, волчонок и мишка.

Дети с удовольствием включают мимику, жесты, выразительность речи и т. д. Все – артисты.

Педагог: Вот тебе подарок новый белый, чистый и пуховый (даю мишке силуэт варежки). Нравится? Нет? Грустная и некрасивая рукавичка. Ты хочешь цветную, яркую? Знаю, как тебе помочь. Давайте позовём на помощь нашего колобка, у него много шерстяных ниток, и он поможет нам украсить рукавичку.

Во второй части занятия - аппликация. Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку.

- Объясняем задание: на столах подставки с нарезанными разного цвета шерстяными нитками, клей и силуэты варежек. Надо намазать варежку клеем и полосками приклеить нарезанные ниточки.

Пальчиковую гимнастику проводим тоже в виде игры. Используем самостоятельную деятельность детей, индивидуальную работу с ними. Педагог в роли «медведя» так же участвует в изготовлении поделки, помогает детям.

В конце занятия предлагаем полюбоваться рукавичками детей, делаем анализ работ.

Предлагаем выбрать находящиеся у детей на столах сердечки и показать, какое у них сейчас настроение, объяснить почему (Ответы детей).

Подводим итог: помогать кому – то делать добрые дела всегда приятно и радостно для всех и для того, кто делает, и для того, кому помогают. Вот как хорошо и дружно мы все вместе сегодня потрудились: рассказали сказку, послушали, как звучат музыкальные инструменты, и сотворили красивую рукавичку. Все мы были сегодня молодцы.

Работая с детьми дошкольного возраста, из опыта наблюдаем, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которое отрицательно сказывается на общении с окружающими людьми. Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с тем, что у дошкольников отмечается отставание в развитии социально-коммуникативных навыков. Это проявляется в несформированности речевых форм общения, а также в общей неразвитости структурных компонентов общения, что в дальнейшем может сказаться на учебной деятельности ребенка.

Вот почему так важна, на наш взгляд, интеграция в работе с детьми психолога и преподавателя изостудии.

Список используемой литературы:

1. Грегг М. Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003. // Осипова А. А. –

2. Иванов И. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 2009.

3. Осипова А. А., Общая психокоррекция

4. Бараева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития : Учебно-метод. пособие. – СПб. : Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.

5. Михалева О. Я. Театрализация в школьном образовательном учреждении Москва,2006г.

6. Лебедева Л. Д. Педагогические аспекты арттерапии / Л. Д. Лебедева // Дидакт. - М., 2000.

7. Киселёв М. Ю. Арттерапия: проблемы и перспективы / М. Ю. Киселёв // Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. – М., 1990 .

8. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб. : Лань, 1999.

9. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб. : Питер, 2002.

Публикации по теме:

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности» Дошкольный возраст – важнейший период развития личности каждого ребенка. Именно он обеспечивает общее развитие ребенка, формирует его отношение.

Центр театрализованной деятельности в детском садуЦентр театрализованной деятельности в детском саду Представляю вашему вниманию, Центр театрализованной деятельности в детском саду. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная.

Фотоотчет о театрализованной деятельности в детском садуФотоотчет о театрализованной деятельности в детском саду Главной целью нашей работы является создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.

Игры и упражнения на развития коммуникативных навыков у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения активно слушать Задачи • развивать вербальную и невербальную коммуникацию; • учить определять эмоциональное.

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием игр для развития коммуникативных навыков в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36» Конспект НОД по познавательному развитию с использованием.

Конспект НОД по театрализованной деятельности «Однажды ночью в детском саду» (по мотивам сказки Т. П. Ломовой) Аудитория: группа ОН для детей от 4 до 5 лет. Задачи: 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной.

Оформление изостудии в детском садуОформление изостудии в детском саду В прошлом году я открыла для себя замечательный материал для творчества - вспененная резина (или фоамиран! Теперь для оформления своей.

Психологические уголки в детском садуПсихологические уголки в детском саду Психологическое просвещение является одним из направлении в работе педагога-психолога ДОУ. Просвещение – это обеспечение педагогов и родителей.

Шапочки-ободки для театрализованной деятельности в детском садуШапочки-ободки для театрализованной деятельности в детском саду Как мы знаем, все дети любят играть. Через игру они учатся познавать, творить, осваивать социальную среду. Но именно мир театра открывает.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические основы развития коммуникативных навыков в театрализованной деятельности на занятиях изостудии в детском саду
Опубликовано: 17 июня 2016 в 11:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические основы развития коммуникативных навыков в театрализованной деятельности на занятиях изостудии в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Алла Белова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД