Дарья Гуляева
Анализ деятельности педагога-психолога за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ГУЛЯЕВОЙ Д. В.
ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
ОТЧЕТ
Цель работы: создание и поддержание благоприятного психологического климата в логопедических группах ДОУ для оптимального всестороннего развития воспитанников.
Задачи:
1. Предупреждение возникновения психолого-социальных проблем у детей дошкольного возраста.
Публикация «Анализ деятельности педагога-психолога за учебный год» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
2. Оказание детям и членам их семей специализированной адресной психолого-педагогической помощи в преодолении психологических трудностей (консультирование родителей по запросу).
3. Психологическое консультирование и просвещение родителей дошкольников, воспитателей и педагогов ДОУ.
4. Определение уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению.
Решение педагогических целей и задач
1. Психологическое просвещение: (таблица)
Месяц Работа с педагогами Работа с родителями
Сентябрь
Консультация для педагогов на тему :«Определение ведущих показателей в сенсорной и моторной сферах у детей 3-7 лет». Стендовая информация для родителей: «Как помочь ребенку адаптироваться к ДОУ»; «Детское непослушание»; «Ребенок и компьютер».
Октябрь
Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностика в подг. гр. ;
Стендовая информация для родителей: «Капризы и упрямство. Способы их преодоления», «Кризис семи лет».
Ноябрь
Консультация для педагогов на тему : «ТИКО-конструирование». Индивидуальные консультации по запросу родителей. Стендовая информация для родителей на тему: «Кризис 3 лет», «Если ребенок слишком много смотрит телевизор».
Декабрь
Стендовая информация для родителей на тему: «Если ребенок плохо ест», «Злость и жестокость».
Январь
Консультация на тему: «Диагностика детско-родительских отношений. Проективный тест три дерева». Индивидуальные консультации по запросу родителей. Стендовая информация для родителей на тему: «Развод и новый брак», «Леворукий ребенок».
Февраль
Работа с педагогами по запросу. Индивидуальные консультации по запросу родителей.
Стендовая информация на тему: «Совместные игры с детьми».
Март
Консультация для педагогов на тему «Нет предела совершенству мастерства». Индивидуальные консультации по запросу родителей. Стендовая информация на тему: «Как победить застенчивость», «Тревожный ребенок», «Медлительный ребенок».
Май
Выступление на пед. совете: «Результаты готовности детей подг. гр. к обучению в школе». Индивидуальные консультации по вопросам готовности воспитанников к школьному обучению.
Стендовая информация на тему: «На пороге в 1 класс», «Как провести лето перед школой».
2. Психологическое консультирование родителей:
В течение учебного года проводились индивидуальные консультации по запросу родителей. Родители имели возможность ежедневно с 16.30 до 17.00 обратиться к педагогу психологу. Тематика обращений родителей была следующей:
- Ребенок не желает идти в детский сад;
- Взаимодействие ребенка с детским коллективом;
- Капризы и упрямство детей;
- Вредные привычки детей;
- Трудные семейные ситуации;
- Ребенок боится оставаться один;
- Результаты ДГШ;
Родителям были даны соответствующие рекомендации, при необходимости проводились отдельные консультации для детей, выяснялись причины, факторы, мотивы, вызывающие проблемное поведение ребенка.
3. Развивающая и коррекционная работа:
В течение учебного года с детьми логопедических групп проводились индивидуальные, групповые коррекционные занятия в соответствии с тематическим планированием. В занятия включались следующие методы работы:
- Работа с ИКТ (Мимио-проекты, интерактивный стол, интерактивная доска, презентации);
- Работа с песком (цветной песок, кинетический песок);
- Арт-терапия;
- Игровое моделирование ситуаций;
-ТИКО-конструирование;
- Психогимнастика;
- Занятия с элементами тренинга;
- Работа с дидактическими пособиями, направленными на развитие логич. мышления, памяти, речи, внимания, восприятия.
При выявлении индивидуальных особенностей воспитанников, занятие разрабатывалось в соответствии с конкретной задачей, направленной на решении той или иной ситуации. Так, например, при агрессивном поведении ребенка в занятие включались упражнения на снятие агрессии, изучались совместно с ребенком эмоции человека и способы их регуляции.
4. Мониторинг детского развития:
В конце учебного года проводилась диагностика готовности ребенка к школьному обучению. В исследовании принимали участие 46 воспитанников подготовительной группы.
Цель диагностики: выявление уровня развития психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия и речи, а также оценка эмоционального состояния детей, волевых качеств (усидчивость, умение понимать и выполнять инструкцию, выполнять задание по образцу, терпение).
Уровень психологической готовности к школьному обучению
Высокий Средний Низкий
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
20 26
43.5% 56.5% Не выявлено
Воспитанники подготовительных групп поступили в МБОУ «…». В рамках преемственности ДОУ со школой были поданы сведения о воспитанниках, которые содержали в себе следующие данные: результаты диагностики готовности к школьному обучению, состав семьи, особенности поведения ребенка.
5. Актуальные проблемы:
К концу учебного года отмечаются следующие проблемы в старшей группе №…. :
- Агрессивное поведение воспитанников;
- Низкие коммуникативные навыки;
- Слабое развитие мелкой моторики;
В перспективе планируется организация групповых занятий с элементами тренинга, направленные на снятие агрессии, мышечных зажимов, развитие коммуникативных, волевых качеств, эмпатии.
6. Методическая работа:
За прошедший период мною была приобретена и изучена следующая методическая литература:
- Н. Ю. Куражева «Цветик-семицветик» (Программа психологических занятий для дошкольников 6-7 лет, 2014г. ;
- Н. Ю. Куражева «Цветик-семицветик» (Программа психологических занятий для дошкольников 5-6 лет, 2014г. ;
- Т. А. Шорыгина «Добрые сказки», 2014г. ;
- Е. Е. Алексеева «Что делать, если ребенок…», 2012г. ;
- Т. Д. Пашкевич «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет», 2012г. ;
- В. Г. Алямовская «Беседы о поведении ребенка за столом», 2005г.
Были разработаны и изготовлены следующие методические пособия:
- Картотека развивающих игр;
- Дидактическое пособие «Наши эмоции»;
- Дидактическое пособие для развития памяти;
- Дидактическое пособие «Слон» (узнай на ощупь);
- Пособие для развития восприятия;
- Экран эмоций;
- Дидактическое пособие для развития мелкой моторики;
7. КПК за текущий учебный год (2015-2016г) :
ЛОИРО «Проектирование психологической безопасности образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО», 36 ч., 2015г. ;
ЛОИРО «Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО», 72 ч., 2015г. ;
ИНТОКС «ИКТ-компетентность педагога дошкольного учреждения», 36 ч., 2015г. ;
8. Личные достижения педагога за текущий учебный год :
- Присвоена первая квалификационная категория от 29.03.2016г. ;
- Участие в районной и областной выставке «Слагаемые успеха» 2015г. ;
- Участие в региональном семинаре «Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО» 06.04.2016г.
9. Самообразование педагога по теме «Игры с песком» :
Для реализации в образовательной деятельности ДОУ данного направления были закуплены следующие виды песка:
- Живой песок (кинетический, серый и белый);
- Цветной песок (кинетический, сиреневый);
- Радужный песок;
- Обычный песок.
По данной теме изучалась методическая литература, коррекционные занятия проводились с опорой на следующие пособия:
Практикум по песочной терапии. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева;
Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии. М. А. Федосеева.
Вывод:
Таким образом, работа педагога-психолога велась по основным направлениям деятельности : диагностическое, консультационно-просветительское, коррекционное, профилактическое. Оцениваю проделанную работу за текущий год по 5-бальной системе на 4, так как имеется вклад в развитие профессиональных качеств педагога, также большой объем диагностической работы, но за данный период мало уделялось времени групповой форме работы с родителями. Работа ДОУ выполнена на 5.
Перспектива на следующий учебный год 2016-2017г. :
1. Увеличить количество групповых занятий с элементами тренинга, направленных на снятие агрессии (группа №….);
2. Включить групповую форму работы с родителями.