Татьяна Шерстюк
Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных социологами, социальными педагогами и психологами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, который можно объяснить как значительно возросшей занятостью родителей, дедушек и бабушек на работе, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний.
Публикация «Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога» размещена в разделах
Важной особенностью института семьи является преемственность семейных поколений. Семья каждого человека развивается с течением времени, постепенно создается семейная история, которую принято называть родословной. Современные программы, как комплексные, общеразвивающего характера, так и специализированные, посвященные ознакомлению детей с окружающим миром или нравственно-патриотическому воспитанию, включают задачи формирования у старших дошкольников интереса к своей родословной. К сожалению, как отмечают многие историки, исследователи в области генеалогии, традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений.
Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье.
Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, на доступном их пониманию уровне.
Учитывая сказанное, мы выделяем противоречие, определившее тему на-шей работы : между необходимостью формирования первичных представлений о семье у дошкольников и недостаточностью использования средств дошкольной педагогики.
Исходя из этого, у нас появилась необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных задач.
1. Определить сущность и структуру понятия «первичные представления о семье у детей 5 – 6 лет».
2. Выявить возможности формирования первичных представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические условия формирования первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет.
4. Разработать и апробировать программу по формированию первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет.
Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические методы исследования (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; обобщение, систематизация, классификация, сравнение, проектирование, эмпирические методы исследования (беседа, тестирование, эксперимент, а так же методы математической статистики обработки данных эксперимента: Т – критерий Вилкоксона, – критерий Фишера.
В результате проведенного теоретического анализа, нами были определены сущность и структура понятия «первичные представления о семье» – это образы предметов и явлений, относящихся к миру семьи, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта человека.
Представления ребенка о семье, а соответственно, формирование соответствующих ценностей, напрямую зависит от тех знаний, которые получает дошкольник о семье. Переработка знаний о семье, полученных в виде образов, ощущений и восприятия, приводит к появлению представлений и понятий.
Содержание и структура первичных представлений о семье включает в себя следующие компоненты: интеллектуальный, мотивационно-потребностный, эмоционально-ценностный, поведенческий. Следует отметить, что характеристики компонентов в совокупности определяют уровень формирования представлений ребенка о семье.
Составляющие характеристики первичных представлений о семье доступны детям старшего дошкольного возраста в силу их психологических особенностей:
ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность;
ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра;
ведущая функция – воображение.
Таким образом, рассмотренные психологические особенности детей стар-шего дошкольного возраста охватывают интеллектуальную, мотивационно-потребностную, эмоционально-ценностную, поведенческую сферы и позволяют говорить о возможности осуществления формирования первичных представлений о семье, начиная с дошкольного возраста.
Организация процесса формирования у детей первичных представлений о семье представляет собой единую педагогическую систему и требует выделения и обоснования системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих его результативность. Мы выделили четыре основных условия:
1. Трансляция родителями представлений о семье как образца-ориентира для ребенка.
2. Обогащение опыта детей знаниями и представлениями о семье.
3. Создание развивающей среды для стимулирования и реализации формирования у детей представлений о семье.
4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию представлений ребенка о семье.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы поставили цель нашей работы – экспериментально доказать возможности формирования первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет в деятельности педагога-психолога.
И выделили задачи:
1. Определить исходный уровень сформированности первичных представлений о семье у детей.
2. Разработать программу по формированию первичных представлений о семье у детей.
3. Апробировать данную программу на практике.
4. Провести повторную диагностику и выявить динамику изменения уровня представлений о семье у детей после реализации программы.
Работа проводилась в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Огонёк» г. Слободского, Кировской области, в которой приняли участие две группы детей по 22 человека в возрасте 5 – 6 лет.
Работа по формированию первичных представлений о семье у детей стар-шего дошкольного возраста состояла из трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный).
Для изучения уровня сформированности первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет были использованы следующие методики: тест-опросник «Семья» (В. И. Логинова, тест «Методика выбора» (В. И. Логинова, тест-опросник «Семейная фотография».
По итогам тестирования были выделены три уровня сформированности первичных представлений о семье у детей.
Низкий уровень представление о семье имеют те дети, которые не могут назвать членов семьи и их родственные связи, допускает много ошибок, не желает рассказывать.
Средний уровень имеют те дети, у которых представление о семье, ее членах их родственных связях, традициях и обычаях сформированы, но не в должной мере. Ребенок отвечает с помощью взрослого и допускает не точности.
Высокий уровень имеют те детей, у которых сформировано представление о семье, его членах, родственных связях, их традициях и обычаях. Ребенок отвечает на все вопросы самостоятельно, без помощи взрослого. Проявляет ярко выраженный интерес к семье, охотно рассказывает.
Констатирующий этап эксперимента помог выявить исходный уровень сформированности первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет и установить недостаточность сформированности данного уровня.
В связи с полученными результатами для детей экспериментальной группы была разработана программа, направленная на формирование первичных представлений о семье.
Цель: формирование первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи учить прояв-лять заботу о родных людях.
3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
4. Создавать условия необходимые для реализации программы.
Программа рассчитана на 12 занятий, продолжительностью 25 – 30 минут. Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю.
Общая структура занятий включает в себя следующие элементы:
Цель первой части – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт (игры – приветствия, игры-взаимодействия).
Во второй части решаются главные задачи занятия. Эта часть включает этюды, игры, упражнения, совместную деятельность детей, беседы, и пр. В качестве отдыха используются подвижные игры, «минутки шалости». Основные процедуры: элементы сказкотерапии, элементы психодраммы, игры на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, навыков общения.
Третья часть позволяет детям высказать и обобщить впечатления от заня-тия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию. Третья часть – это своеобразная «точка» в занятии.
При определении содержания обогащенного представления о семье было установлено, что для его формирования необходимо объединить усилия семьи и детского сада. У каждого из этих социальных институтов свои специфические возможности в формировании у дошкольника представления о семье. Совместная деятельность с родителями послужили подкреплением позитивных изменений в ребенке.
Разрабатывая программу, мы постарались учесть все необходимые условия для успешного формирования у детей представлений о семье, и представить её в виде «Мишени».
Условно работу по формированию представлений о семье можно представить как работу в трех направлениях: дети, педагоги дошкольного образовательного учреждения, родители. Только работа по всем направления предполагает положительный результат.
Итак, наша программа в виде «Мишени», состоит из 3 кругов и 12 блоков. Круги – это направления, в которых данная программа работает. Блоки – это темы, которые затрагиваются в процессе формирования первичных представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Программа в виде «мишени» представлена на рисунке.
1 круг (синий) – взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.
2 круг (красный) – создание развивающей среды, сотрудничество с педагогами дошкольного образовательного учреждения.
3 круг (желтый) – обогащение опыта детей через систему занятий в дея-тельности педагога-психолога.
Центр мишени – цель, которую мы хотим достичь: повысить уровень сформированности первичных представления о семье у детей 5 – 6 лет.
Мишень поделена на блоки, каждый блок – это определенная тема, над которой ведется работа во всех направлениях. Темы работы по программе представлены в таблице.
Структура программы по формированию первичных
представлений о семье у детей 5 – 6 лет
Тематическое планирование программы
Тема блока Направле-ние
(целевая ау-дитория)
Тема
Цель Форма организа-ции работы Сроки реализа-ции
«Я – член се-мьи» Семья «История наших имен» Обогащение пред-ставлений детей о своей сопричаст-ности к миру се-мьи Совместная дея-тельность
Октябрь
1неделя
Педагоги «Уголок се-мьи» Консультация
Дети «Что означа-ют наши имена?» Занятие
«Семья в жизни челове-ка» Семья «Моя семья как сказка» Обогащение пред-ставлений детей о мире семьи в це-лом и ее составе.
Совместная дея-тельность (созда-ние книги)
Октябрь
2 неделя
Педагоги «Уголок се-мьи» Консультация по созданию «Угол-ка семьи» в груп-пе
Дети «Моя семья» Занятие в форме беседы
«Состав семьи» Семья «Семья – это цветок»
(части цветка – это члены семьи) Обогащение пред-ставлений детей о составе семьи, на-личии и характере связи между чле-нами семьи. Совместная дея-тельность роди-телей и детей. (Конкурс дидак-тических игр).
Октябрь
3 неделя
Педагоги «Макет се-мьи» Мастер-класс
По изготовлению макета семьи
Дети «Родствен-ные связи» Занятие
«Про-шлое семьи» Семья «Родослов-ная» Обогащение пред-ставлений детей о прошлом семьи ее родословной. Разработка про-екта
Октябрь
4 неделя
Педагоги «Игрушка прошлого» Организация вы-ставки-музея
Дети «Семьи бы-вают разные» Занятие
«Тради-ции и обычаи» Семья «Традиции нашей семьи» Обогащение пред-ставлений детей об обычаях и тра-дициях, заложен-ных в семье и пе-редающихся из поколения в поко-ление. Родительское со-брание
Ноябрь
1 неделя
Педагоги «Любимый праздник на-шей семьи» Оформление вы-ставки рисунков в «Уголке семьи»
Дети «Традиции и быт русского народа» Занятие
«Семей-ные по-мощни-ки» Семья «Папа, мама, я – спортив-ная семья» Обогащение пред-ставлений детей о значении и важ-ности мира семьи для человека. Воспитывать на-выки добрых, вежливых взаи-моотношений друг с другом. Совместный до-суг
Ноябрь
2 неделя
Педагоги «Что с нача-ло, что по-том» Мастер-класс по изготовлению дидактических игр для «уголка семьи» в группе
Дети «Добрые де-ла» Занятие
«Про-фессии» Семья «Кто кем ра-ботает» Обогащение пред-ставлений детей о многообразии, значении и важ-ности всех про-фессий. Анкета «Профес-сии родственни-ков»
Ноябрь
3 неделя
Педагоги «Профессии» Подборка иллю-страций «Про-фессии»
Дети «Профессии мам и пап» Занятие
«Мама – главное слово в нашей судьбе» Семья
«День мате-ри» Воспитывать ува-жение и любовь к самым близким людям, доброже-лательное отно-шение к ним, го-товность достав-лять радость Праздник
Ноябрь
4 неделя
Педагоги
Подготовка к празднику
Дети «Чем можно порадовать маму?» Занятие
«Родо-словная» Семья «Родослов-ная» Обогащение пред-ставлений детей о прошлом и на-стоящем семьи. Анкетирование
Декабрь
1 неделя
Педагоги «Древо» Консультация по созданию макета «Древа»
Дети «Семейное древо» Занятие
«Бабуш-ки и де-душки»
Семья «Умелые ру-ки бабушки и дедушки». Воспитывать лю-бовь к бабушке и дедушке, уваже-ние к их повсе-дневному труду Совместная дея-тельность (со-ставление расска-за о дедушке или о бабушке)
Декабрь
2 неделя
Педагоги «Волшебные руки» Оформление вы-ставки изделий сделанных рука-ми бабушек и де-душек
Дети «У нас в гос-тях бабушка» Занятие
«Люби-мые предме-ты моей семьи». Семья «Фото гале-рея» Обогащение пред-ставлений детей о связях между ми-ром семьи и ми-ром предметов, о любимых вещах членов семьи, об индивидуальных и семейных хоб-би. Совместная дея-тельность (рису-нок или фотогра-фия любимого предмета)
Декабрь
3 неделя
Педагоги «Фото гале-рея» Оформление вы-ставки
Дети «Чья это вещь?» Занятие в форме беседы.
«Празд-ник Но-вый год» Семья «Празднич-ный стол» Воспитывать чув-ство любви и ува-жения к семейным праздникам;
учить самостоя-тельно готовить приятные сюр-призы, подарки к праздникам. Участие в под-борке материала для журнала «Праздничный стол»
Декабрь
4 неделя
Педагоги «Новогодний праздник» Праздничный концерт
Дети «Семейные обычаи» Занятие.
Содержание занятий представлено в приложении.
На протяжении всей реализации программы работа была направлена на формирование у детей представление о семье, о нравственно-патриотическом отношении к семейным традициям, на расширение знания о ближнем окруже-нии, о родственных связях, на воспитание у детей любви и уважения к членам семьи. На занятиях дети получали информацию по определенной теме и выполняли практические задания совместно с семьей.
Наиболее сложными для детей стали задания, где необходимо было рассказать о традициях и обычаях их семьи и определить родственную связь между членами семьи. Обучение определять родственную связь и выделять традиции и обычаи семьи сопровождалось на протяжении всех занятий и в итоге достигло положительных изменений: дети легко стали подчеркивать особенности своей семьи, определять родственные связи.
Для анализа эффективности реализации программы по формированию первичных представлений о семье у детей 5 – 6 лет была проведена итоговая диагностика с использованием тех же методик, что и при проведении констатирующего эксперимента. Итоговая диагностика проводилась и в экспериментальной, и в контрольной группах.
После реализации программы по формированию первичных представлений о семье, при анализе результатов вторичной диагностики в экспериментальной группе был выявлен положительный сдвиг в уровне сформированности представлений о семье, что свидетельствует об эффективности программы. Как показал анализ данных, у детей экспериментальной группы уровень представлений о семье стал выше.
Данные, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что программа, разработанная нами для формирования первичных представлений о семье у детей, дает положительные результаты и может быть использована в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений.