Глазунова Наталья
Консультация «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность к ней, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В воспитании этой любви огромное значение имеет ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона на краеведческом материале.
Публикация «Консультация „Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:
- ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс;
- вводить краеведческий материал с учетом принципов постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам;
- формировать личное отношение к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создавать условия для активного приобщения детей к социальной действительности;
- осуществлять деятельный подход в приобщении к истории, культуре, природе родного края, т. е. выбор самими детьми вида деятельности (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий и т. д.)
- привлекать детей к участию в городских праздниках (Масленица, Рождество, Пасха и т. д.);
- осознанно отбирать методы ознакомления детей с родным городом, повышающих их познавательную активность;
- создать развивающую среду в группе и в ДОУ, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини музей русского быта, предметы декоративно-прикладного материала, фольклор, музыка);
- организовать работу с родителями для того, чтобы их знания и любовь к городу передавались детям.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы:
Принципы историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизма. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, видеть в ребенке полноценного партнера, учитывать его точку зрения.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, накопленного ими опыта.
Принцип интегративности. Реализуется в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.
Что необходимо помнить в работе по знакомству с родным городом при составлении рассказов для дошкольников:
- сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, иллюстрациями;
- обращаться к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, попробовать о чем-то догадаться самому;
- не называть дат, использовать такие выражения «это бегло давно, когда даже ваших бабушек и дедушек не было на свете.»;
- использовать доступную детям лексику, объяснять значения незнакомых слов, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Занятия по ознакомлению с городом (из опыта работы некоторых садов) следует проводить 1-2 раза в месяц.
Этапы познания города ребенком и тематические блоки помогает понять схема (Приложение 1).
Те же самые темы повторяются в работе по ознакомлению с городом, только на каждом возрастном уровне обогащаются, дополняются новым краеведческим материалом. Так, с малышами дом может рассматриваться как место жизни или труда взрослых, а со старшими детьми, как место, связанное с жизнью известного человека.
Т. о., построение образовательного процесса на краеведческом материале решает следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;
- воспитывать чувство гордости;
- развивать бережное отношение к городу;
- развивать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.
Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:
- административно-управленческом; организационно-методическом (педсоветы, семинары, консультации);
- воспитательно-образовательном (деятельность педагога по знакомству детей с краеведческим материалом).