Наталия Пимашова
Консультация «Особенности речевого развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Особенности речевого развития детей раннего возраста»
Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста (по программе «Детство») – помочь им в освоении разговорной речи. Она предполагает воспитание умений: понимать речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой простое количественное накопление словаря. Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детского сада необходимо учесть следующие факторы. Их три.
Публикация «Консультация „Особенности речевого развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением. Первый фактор – это основа формирования речи. Обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Приобретение такого опыта начинается с первых дней жизни, его обогащение в правильном сочетании со словом взрослого выступает одним из важнейших факторов развития речи детей.
2. Установление частого эмоционально-положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимного общения: воспитателя с детьми и детей между собой. В этой связи необходимо выполнение двух обязательных условий:
• Обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком;
• Воспитывать у детей потребность в общении со взрослыми.
3. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности. Существенную роль играет также общение воспитателя с ребенком во время таких жизненно важных процессов, как кормление, укладывание спать, одевание. Частая повторяемость этих процессов, разнообразие и обилие предметов, с которыми дети сталкиваются в это время, неизбежность при этом непосредственного контакта со взрослым – все это создает благоприятную основу для развития речи. Большое влияние на развитие речи оказывает общение детей между собой, особенно старших с младшими, возникающее уже в пределах раннего детства. Такое общение начинает положительно влиять на развитие речи детей младшего возраста с того периода, когда они научатся сравнительно хорошо воспроизводить звуки и слова.
В индивидуальном общении со взрослым ребенок осваивает следующие умения: понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а потом и без нее; реагировать на обращение, отвечать на вопросы воспитателя; относить к себе речь взрослого, понимать ее содержание и реагировать; вступать в контакт со сверстниками; задавать вопросы, просить разрешения. Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря : названия предметов, названия действий с предметами, цвета, размеры, названия некоторых трудовых действий, имена близких, названия собственных действий. Ребенок стремиться передать словом, действием, жестом содержание произведения: потешки, игры, песенки; подхватывает слова и строки знакомых стихов, может читать наизусть некоторые из них.
В разговоре с ребенком взрослый должен учитывать уровень речи первого, но вместе с тем его собственная речь должна быть более совершенной: разнообразной по построению предложений, богатой по словарю, выразительной по интонации.