Наталья Кожина
Консультация «Особенности работы воспитателя с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Взрослые, понимающие детей и с интересом познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском сообществе. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разному роду воздействиям. Особенности психического развития ребенка во многом определяет, как стихийное, так и специально организованное обучение. Правильно организованное обучение способствует нормальному психическому и физическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психические и физические качества и свойства личности, т. е. психическое и физическое развитие ребенка происходит в процессе обучения и воспитания.
Публикация «Консультация „Особенности работы воспитателя с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Работа с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата требует от воспитателя глубоких знаний особенностей физического и психического развития воспитанников. Поэтому так необходимо прохождение воспитателями курсов по организации работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, ведь воспитатели осмысливают информацию о ребенке в зависимости от своих знаний, опыта, уверенности в личной, профессиональной компетентности и т. д. Совместная работа со специалистами учреждения педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом требует от воспитателя овладения специальными методами сбора информации о каждом ребенке с целью выявления отстает ли ребенок (и в какой именно области) или его развитие соответствует возрастной норме.
Эффективная коррекционная работа с детьми определяется своевременностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных специалистов и связующим звеном в этой работе является воспитатель группы. Воспитатель соблюдает режим дня воспитанников, нормализацию жизненно важных функций организма – питания и сна, закаливание, способствующие повышению устойчивости к простудным заболеваниям и нормализации в работе различных органов и систем организма, соблюдает общий двигательный режим группы, организует деятельность детей на занятиях и вне занятий, прогулки, формирует навыки самообслуживания в процессе режимных моментов.
Воспитатель в группе осуществляет коррекционно-оздоровительную работу в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду, его задачей является добиваться включения ребенка в активное поддержание правильной осанки и выполнения специальных коррекционных упражнений. Нужно подключать к коррекционной работе один из наиболее мощных механизмов - мотивацию к действию, заинтересованность, личную активность ребенка в овладении специальными упражнениями. Развивая различные стороны мотивации, воспитатель добивается осознания ребенком производимых им действий, обосновывая ход выполнения каждого действия (Почему необходимо держать спину прямо? Зачем нам нужна лечебная физкультура? Зачем нужно заниматься дома? и т. д.). Воспитатель должен привлекать внимание ребенка к выполнению заданий, терпеливо и настойчиво добиваться ответных реакций. Большинство коррекционных упражнений, которые использует воспитатель в группе лучше всего предлагать в виде увлекательных для ребенка игр, побуждая его к подсознательному выполнению желаемых активных движений. (Например «коррекционный стул» - фиксирование правильной осанки, можно использовать в различных сюжетно-ролевых играх «Больница», «Салон красоты», «Полет на луну» и др.).
Большое место в коррекционной работе мы отводим сну воспитанников. Воспитатель, находясь в спальне следит за положением тела детей во время сна. Мы отслеживаем в какой обуви ребенок ходит в группе. Недопустимо, чтобы ребенок в группе носил домашние тапочки, шлепанцы, кроссовки и другую обувь, которая противопоказана при нарушениях опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, плоско-вальгусные стопы и др.). Также воспитатель четко следит за соответствием размера мебели росту воспитанников, детская мебель (столы и стулья) имеют цифровую отметку в соответствии с Санпином. В группах оформлен «Ростомер», с цифровой отметкой размера мебели, соответствующей ростовым показателям воспитанников, и дети самостоятельно или при помощи воспитателя могут узнать размер своего стола и стула.
Важную роль в коррекционной работе имеет гимнастика после дневного сна. Воспитатель составляет комплексы этой гимнастики, учитывая возрастные особенности воспитанников. Комплексы меняются ежемесячно и несут в себе не только коррекционную задачу, но и эмоционально-положительный настрой детей, очень важно, организовать этот процесс так, чтобы детям было интересно, радостно при выполнении заданий. Для этого можно использовать музыкальное сопровождение, сюрпризные моменты, игровые приемы и др. Большое внимание воспитателю следует уделять работе с родителями. Родители часто испытывают трудности в организации режима дня детей в домашних условиях. Здесь важно проводить беседы с родителями, консультировать их, по вопросам использования здоровье-сберегающих технологий в домашних условиях. Обучать родителей необходимым комплексам упражнений, игровым приемам и др. Для этого родителей приглашают на открытые занятия, просмотры, приглашают принять участи в спортивных мероприятиях. Роль семьи в коррекционно-оздоровительной работе трудно переоценить. Воспитателю важно добиться, чтобы родители стали союзниками профессионалов (педагогов, психолога) и могли сознательно способствовать коррекционному процессу.