АннА Геращенко
Консультация для воспитателей «Культурные практики дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика – накопленный личный опыт).
Публикация «Консультация для воспитателей „Культурные практики дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети.
Основная цель педагогики - переход образования от информационно – демонстративной, репродуктивной модели к активно – деятельностной.
Это меняет не только содержание, но и само понятие качества образования. Где основной показатель «образованности» -это культурные умения воспитанника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио и другими средствами. Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем адекватнее условия становления образованности ребенка и культурной идивидуальности.
Идея образования заключается в подборе взрослым определённых культурных практик, которые считает нужными и полезными, показывает ребенку способы их осуществления. Чем младше ребенок, тем более универсальными являются культурные практики.
Благодаря этому происходит формирование уникального индивидуального жизненного опыта
предлагается модел:
норма (традиция, заимствование (образец, их синтез (новация).
В практиках появляется и обогащается внутренний план действия ребенка, оформляется замысел, который становится осознанным, и осуществляется переход от замысла в определенном продукте к резуль-тату.
Выделим 4 вида деятельности: игровая, продуктивная, позна-вательно-исследовательская деятельность и коммуникативная практика (присутствует во всех).
1. Игровая деятельность – это проецирование возможных событий в виртуальный мир, который строится по прихоти играющих и не имеет результативного завершения.
2. Продуктивная деятельность - моделирует предметный мир, в котором требуется изменения игрового отношения, преодоление сопротивления материала в ходе воплощения задуманного - создания реального продукта-результата с определенными критериями качества.
3. Познавательно-исследовательская деятельность как культурная практика, суть которой в вопрошании - как устроены вещи и почему происходят те или иные события, - требует перехода к осознанному поиску связей, отношений между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата деятельности.
4. Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, требует общения (условия, правила игры, просьба о помощи, осознания и предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает социальные критерии результативности (в совместной продуктивной деятельности).
Из сказанного видно, что культурные практики взаимодополняют друг друга и формируют общее стремление ребенка к оформленному замыслу и его результативному воплощению.
Освоение культурных практик способствует развитию ребенка: как познающего волевого субъекта (в продуктивной деятельности, как творческого субъекта (в игровой деятельности, как исследователя (в познавательно-исследовательской деятельности, как партнера по взаимодействию и собеседника (в коммуникативной практике).
Культурная игровая среда включает в себя две составляющие:
1) образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и старшие дети, умеющие играть;
2) игровой предметный материал, который стимулирует и поддерживает игру ребенка, в котором как бы свернуты способы игровой деятельности.
Культурные практики – это обычные для ребёнка (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с приобретенным содержанием его бытия и события с другими людьми. Это также – апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни. Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность.