Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Культурные практики дошкольников»

АннА Геращенко
Консультация для воспитателей «Культурные практики дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика – накопленный личный опыт).

Публикация «Консультация для воспитателей „Культурные практики дошкольников“» размещена в разделах

Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети.

Основная цель педагогики - переход образования от информационно – демонстративной, репродуктивной модели к активно – деятельностной.

Это меняет не только содержание, но и само понятие качества образования. Где основной показатель «образованности» -это культурные умения воспитанника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио и другими средствами. Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем адекватнее условия становления образованности ребенка и культурной идивидуальности.

Идея образования заключается в подборе взрослым определённых культурных практик, которые считает нужными и полезными, показывает ребенку способы их осуществления. Чем младше ребенок, тем более универсальными являются культурные практики.

Благодаря этому происходит формирование уникального индивидуального жизненного опыта

предлагается модел:

норма (традиция, заимствование (образец, их синтез (новация).

В практиках появляется и обогащается внутренний план действия ребенка, оформляется замысел, который становится осознанным, и осуществляется переход от замысла в определенном продукте к резуль-тату.

Выделим 4 вида деятельности: игровая, продуктивная, позна-вательно-исследовательская деятельность и коммуникативная практика (присутствует во всех).

1. Игровая деятельность – это проецирование возможных событий в виртуальный мир, который строится по прихоти играющих и не имеет результативного завершения.

2. Продуктивная деятельность - моделирует предметный мир, в котором требуется изменения игрового отношения, преодоление сопротивления материала в ходе воплощения задуманного - создания реального продукта-результата с определенными критериями качества.

3. Познавательно-исследовательская деятельность как культурная практика, суть которой в вопрошании - как устроены вещи и почему происходят те или иные события, - требует перехода к осознанному поиску связей, отношений между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата деятельности.

4. Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, требует общения (условия, правила игры, просьба о помощи, осознания и предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает социальные критерии результативности (в совместной продуктивной деятельности).

Из сказанного видно, что культурные практики взаимодополняют друг друга и формируют общее стремление ребенка к оформленному замыслу и его результативному воплощению.

Освоение культурных практик способствует развитию ребенка: как познающего волевого субъекта (в продуктивной деятельности, как творческого субъекта (в игровой деятельности, как исследователя (в познавательно-исследовательской деятельности, как партнера по взаимодействию и собеседника (в коммуникативной практике).

Культурная игровая среда включает в себя две составляющие:

1) образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и старшие дети, умеющие играть;

2) игровой предметный материал, который стимулирует и поддерживает игру ребенка, в котором как бы свернуты способы игровой деятельности.

Культурные практики – это обычные для ребёнка (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с приобретенным содержанием его бытия и события с другими людьми. Это также – апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни. Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «О развитии чувства цвета у дошкольников» Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения интересовала человечество с глубокой древности и продолжает оставаться актуальной.

Консультация для воспитателей «Нарушения речи у дошкольников» Консультация для воспитателей. Тема: «Нарушения речи у дошкольников». Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается в различных учреждениях.

Консультация для воспитателей «Речевые игры дошкольников» Речевые игры дошкольников Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании.

Консультация для воспитателей «Воспитание дошкольников сказкой»Консультация для воспитателей «Воспитание дошкольников сказкой» Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Актуальность. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотическое воспитание дошкольников. Ценностные установки, провозглашенные в Конституции Российской Федерации и национальной доктрине.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность для дошкольников» Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития.

Консультация для воспитателей «Роль загадки в обучении дошкольников» Загадка- это короткое описание предмета или явления, чаще в поэтической форме, которое содержит в себе хитромудрую задачу в виде вопроса,.

Консультация для воспитателей «Воспитание энергосбережения у дошкольников»Консультация для воспитателей «Воспитание энергосбережения у дошкольников» Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, негативное влияние на.

Методика организации самостоятельной исследовательской практики дошкольников ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Исследовательская практика ребенка – дошкольника – важный путь познания окружающего мира. Коллективные занятия.

Консультация для воспитателей «Результаты обучения дошкольников ПДД» Видео В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить: *кто является участником дорожного движения и его обязанности; *основные термины и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Культурные практики дошкольников»
Опубликовано: 15 апреля 2016 в 10:16
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Культурные практики дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем АннА Геращенко (УИ 283385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД