Наталия Стрижакова
К вопросу об анализе практики организации художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ ПРАКТИКИ ОРАГНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОКЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Стрижакова Наталия Андреевна
Воспитатель МБДОУ №20 г. Армавир
Работая воспитателем в детском саду, мною был проведен мониторинг, направленный на изучение состояния работы в ДОУ по развитию творческих способностей в разных видах детской деятельности посредством создания игровых и проблемных ситуаций, включил себя:
- изучение уровня сформированной творческих способностей детей;
Публикация «К вопросу об анализе практики организации художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- анализ используемых педагогами методов и приемов, их эффективность в организации и руководстве деятельностью дошкольников, направленном на развитие творческого потенциала личности ребенка;
- изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в данном направлении, системность и последовательность, соответствие возрастным и программным требованиям;
- оценку развивающей предметной среды, условий для организации педагогического процесса, направленного на развитие творческих способностей дошкольников;
- анализ работы с родителями с целью воспитания ребенка-дошкольника как творческой личности.
Изучение уровня сформированности творческих способностей у дошкольников проходило во время открытых занятий по разным видам деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной, познавательно-речевой, а так же в ходе наблюдений за самостоятельной деятельностью детей.
Анализ данной работы показал, что дети способны осознавать и творчески разрешать под руководством педагога различные типы заданий. Наиболее близки к оптимальному уровню игровые, актерские способности детей, песенное, музыкальное творчество. Недостаточно развиты изобразительные, художественно- речевые, конструктивные способности- дошкольников, вариативность мышления на занятиях по математике, обучению грамоте.
Открытые занятия в ясельных, младшей, подготовительной (там прошло музыкальное занятие) группах продемонстрировала не только качество знаний, умений и навыков детей, но и стиль педагогического руководства детской деятельностью педагогами (единая сюжетная линия, создание игровой ситуации, образная речь воспитателей, художественное слово, элементы фольклора). Методы и приемы, использованные воспитателями на занятиях, были направлены на получение ребёнком удовольствия от деятельности в ярко выраженных положительных эмоциях (только при этом условии развивается творческий потенциал ребенка).
Хороший уровень развития творческих способностей показали дети старшей и подготовительной к школе групп, что свидетельствует о системе работы в данном направлении.
Однако в ходе открытых занятий (экологического КВН и драматизации сказки «Краденое солнце», бесед с детьми о предварительной работе не было выявлено совместного творчества взрослого и детей в процессе проблемного обучения.
Для более точного анализа занятий в старшей и подготовительной группах изучим предлагаемую таблицу «Сравнительный анализ традиционного и творческого обучения»
Сравнительный анализ традиционного и творческого обучения
ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВО
мотивы Взрослый побуждает детей к активному усвоению опыта, знаний, истин, поощряет при этом инициативу, самостоятельность действий дошкольников. Сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности, направленной на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.
результаты Освоение знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом. Овладение способами творческих действий, которые готовят детей к дальнейшим самостоятельным проявлением в новых условиях.
Методы руководства Систематичность, последовательность усвоения программного материала всеми детьми. Применяются прямые указания, образец. Совместное творчество взрослого и ребенка, активные поисковые действия детей, положительные эмоциональные переживания в ходе деятельности. Используются проблемные и игровые ситуации.
В старшем дошкольном возрасте важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил один ребенок (или несколько, и включить их в активную поисковую деятельность. Возможность возникновения таких естественных ситуаций обусловлена тем, что проблемность – неотъемлемая черта познания старших дошкольников, основной структурный компонент творческого развития. Именно проблемность обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н. Н. Поддьяков, а так же в собственной постановке вопрос и проблем.
Так, в подготовительной к школе группе (драматизация сказки «Краденное солнце») важна была предварительная работа, совместное творчество воспитателя с детьми: мотивация выбора художественного произведения, обсуждения плана подготовки спектакля, распределение ролей, описание характеров персонажей, изготовление декораций, элементов одежды.
В старшей группе был проведен экологический КВН. Следует обратить внимание на то, что данная форма проведения занятий наиболее приемлема для педагогической диагностики знаний дошкольников. Мы же преследовали другую задачу: создание проблемных ситуаций для развития творческих способностей детей. При этом важна активная позиция воспитателей, его умение заинтересовать детей, организовать их деятельность, продумать вопросы, направляющие мысль ребенка на достижение цели, получение нового знания на основе имеющихся, усвоенных ранее.
Вспомним, проблема возникла, когда ребенок ответил, что в песке откладывает яйца ласточка, на вопрос воспитателя «Какая птица откладывает яйца в песке?». Воспитатель исправил ребенка, дав ему свое знание – «Ласточка выводит птенцов в горе» (хотя это тоже неверно). Но ведь в проблемном обучении педагог не стремится переубедить ребенка и навязывать ему свое мнение (знание). Он внимательно выслушивает все возражения, предположения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, постепенно с помощью наводящих вопросов подводит детей к мысли, заключающей в себе новое знание. В результате собственной работы мысли дети принимают знание, т. к. человек, как считает С. Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добыто собственным трудом.
Создавая проблемные ситуации, педагог побуждает детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приручает не бояться допускать ошибки, не читает нравоучений.
Результаты диагностики - это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.