Полина Лисаченко
Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди всего многообразия детских игр особое место занимают сюжетно-ролевые игры, они являются первой социальной практикой ребёнка, способом, с помощью которого малыш проникает в жизнь взрослых, увлекательным занятием и вместе с тем важнейшим средством воспитания и развития.
Сюжетно-ролевые игры в наибольшей степени способствуют сплочению разновозрастного детского коллектива. Однако организовать детей для взаимодействия в этих играх – дело очень сложное, особенно в первые месяцы, так как в этот период происходит адаптация детей четырёх лет к новой обстановке.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
И в это время воспитатели с большим вниманием относимся к детям младшей подгруппы, и обязательно поддерживают возникающие совместные игры детей разного возраста. Это даёт нам возможность сплотить детский коллектив, изучить индивидуальные возможности детей, их игровые навыки, выявить общие игровые интересы.
Постепенно дети четырёх лет, привыкая к новым условиям, начинают проявлять интерес к играм старших, сами выражают желание принять в них участие.
Но не всегда старшие дети готовы принять малышей, а если и принимают в игру, то лишь на третьестепенные роли. Вот тут-то мы должны помочь детям, чтобы совместные игры стали средством формирования дружного коллектива.
Руководство совместными сюжетно-ролевыми играми детей происходит в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Главная задача этого этапа – обеспечить детей яркими и разнообразными впечатлениями об окружающей жизни, которые будут основой будущих сюжетно-ролевых игр. Воспитатель оказывает влияние и на выбор сюжета, и на ход её развития, но, чтобы дети при этом не ощущали воздействия педагога.
Руководство началом игры.
Для того чтобы игра развёртывалась интересно, необходимо научить детей намечать план совместных действий в предстоящей игре, этот план носит условный характер, его можно изменить по ходу игры. При обсуждении совместных действий в предстоящей игре младшие дети слушают предположения старших товарищей, но, если у младшего ребёнка возникла интересная мысль, воспитатель старается обратить на это внимание всех остальных детей («Ребята, Ангелина предложила заехать в зоопарк, а потом продолжить дальше путешествие»).
Руководство процессом совместной игры.
Главная задача этого этапа – не дать угаснуть развернувшейся игре, создать условия для творческой активности детей, обеспечить равноправное взаимодействие и младших и старших детей. Важно установить контакт между старшими и младшими детьми, если этот контакт установлен, тогда дети играют естественно и непринуждённо. Например, старшие дети строят мост. Воспитатель видит, что строительный материал кончается, и спрашивает: «Может позвонить на кирпичный завод, чтобы нам привезли ещё несколько машин кирпича?». Дети соглашаются. Воспитатель обращается к детям младшей подгруппы, играющих в «шоферов»: «Ребята, позвонил начальник строительства моста и попросил подвезти несколько машин кирпича. Не смогли бы вы помочь?». Обычно малыши с радостью соглашаются. Когда построен мост, воспитатель вновь организует взаимодействие двух играющих подгрупп, предложив строителям пригласить шофёров на торжественное открытие моста.
В такой совместной игре дети различных возрастных подгрупп объединены единым замыслом, увлечены развитием одного сюжета, чувствуют себя равноправными членами игрового коллектива.
Организация описанного взаимодействия дошкольников полезна для детей всех возрастов. Малыши, выполняя одну из главных ролей «на равных» со старшими, испытывают огромное удовлетворение. Для старших детей престижно выступать образцом для подражания. Они стараются более чётко и выразительно выполнять ролевые действия. Глядя на старшего ребёнка, ребёнок четырёх лет легче запоминает содержание и порядок игровых действий.
Когда дети младшего возраста привыкнут к играм старших детей, а те научатся воспринимать младших как равноправных партнёров по игре, организуются более сложные взаимодействия. Например, воспитатель «даёт» обоим детям главные роли: первый и второй пилот в игре «Лётчики», но построены они пока на едином содержании игровых действий: второй пилот обязан в полёте дублировать действия первого. Дети младшей подгруппы легко справляются с этой ролью, повторяя игровые действия старшего ребёнка. Воспитатель старается чтобы в игре как можно больше младших детей контактировали со старшими.
На следующем этапе взаимодействия детей разного возраста, младший ребёнок уже не дублирует действия старшего, не выполняет его указания – он действует самостоятельно. Старший ребёнок видит возможность младшего товарища и проникается к нему уважением.
Руководство завершением игры.
Цель этого этапа - умело переключить детей на другую деятельность, открыть перспективу продолжения игры, дать ребёнку возможность почувствовать удовлетворение от общения с другими детьми.
Если игра была интересной, сложно детей переключить на другую деятельность, делать это надо тактично. Например, воспитатель говорит, что открылась новая столовая и их ждёт вкусный обед или что на прогулке они продолжат начатую игру.
Следует проводить коллективную оценку успехов и неудач детей в общих играх, давать всем желающим высказаться. Делается это за тем чтобы продумать, как дальше развивать сюжет, показать не корректное поведение некоторых участников игры. Обязательно следует похвалить детей младшей подгруппы за создание выразительного игрового образа, а старших – за своевременную помощь и поддержку малышам; подчеркнуть преимущество совместных игр детей разного возраста.