Белянина Кристина Алексеевна
Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для развития диалогической речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды в Доу для развития диалогической речи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Консультация „Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для развития диалогической речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.
Таким образом, встаёт вопрос о создании развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической речи.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е. И. Тихеева.
В работе ДОУ мы опираемся на ФГОС ДО, который предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п 3.3.4.).
1 Центр художественной литературы и фольклора
Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей.
Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на диалогическую речь детей.
На литературном материале дети усваивают сложные понятия:(жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет и др.)
Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному построеню связных высказываний.
Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывания, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Отрабатывается диалогическая форма речи.
2 Центр речевой активности
В речевом уголке находятся материалы способствующие активному развитию диалогической речи.
«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
Лепбуки по темам с заданиями по развитию связной, монологической и диалогической речи.
1. Диалогическая речь. Вырабатываем у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.
2. Продолжаем приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закрепляем правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада.
3. Продолжаем работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ).
3 В центр речевой активности для старших дошкольников по Развитию Д/ речи.
• Серии сюжетных картинок;
• Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;
• Набор картинок по классификациям животных, растений, транспорта, строительных сооружений, профессий, видов спорта и т. д. ;
• Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;
• Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей 3-4 разные;
• Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);
• Картотека предметных картинок и речевого материала
• Дидактические игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «кто за деревом?», «Собери семейку» и т. д. ;
• Карта-плакат центра своего города или микрорайона;
• Российский герб, флаг, герб своего города;
• Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре», «Раньше и сейчас», «Охота на мамонта», «Собери матрёшек», «От кареты до ракеты»;
• Глобус, детские атласы, физическая карта мира;
• Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей);
• Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова», «Подбери схемы»;
• Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
• Набор знаков дорожного движения.
В уголке книг помимо того, что должно быть в предыдущем возрасте представлены детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов, кроме этого:
• Репродукции картин известных художников;
• Альбомы «Знакомство с натюрмортом и пейзажной живописью» Н. А. Курочкина
4 Центр театрализации.
В группе организован уголок для театрализованных игр. В нем предоставлены материалы для режиссерских игр с пальчиковым театром, настольным театром, куклы би-ба- бо, кукольный, теневой, шапочки и маски для игр-драматизаций, плоскостные изображения кукол, деревьев, и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется фланелеграф. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Такого рода игры
способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память, а также связная диалогическая речь.
5 Центр изобразительного творчества
«Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю». Конфуций.
Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и
Д/ речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развивается параллельно
В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Использую приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги. Дети выполняют работы, а затем о них рассказывают делятся друг с другом. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение и диалогическая речь.
6 Центр творческих игр
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие диалогической речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за себя, и за нее, развивается диалогическая речь, закрепляются навыки пользованию инициативной речью, совершенствуется разговорная речь, обогащается словарь, формируется грамматический строй речи.
Создаются необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как, «Больница», «Семья», «Магазин», «Школа», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером — сверстником, партнером — взрослым.
Сюжетно-ролевая игра «Школа» помогает детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Способствует формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитываем дружбу, умение жить и работать в коллективе. Учит строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Проводим беседы о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. В процессе игры дети комментируют собственные действия, что содействует закреплению и развитию обогащению словаря и совершенствованию диалогической речи.
7 Центр строительно – конструктивных игр
Также используется для речевого развития детей. Здесь содержится разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Проводим такие игры, как, «Профессия строитель», «Дворец Деда Мороза», «Построй гараж для машины». При помощи таких наводящих вопросов, как, что находится перед домом? за домом? кто живёт в доме? кто пришёл в гости к кукле? что находится в доме? развиваем умение детей составлять творческие рассказы, развиваем фантазию, в процессе таких игр дети, учатся понимать значения предлогов и правильно использовать их в речи (в, на, около, перед, под).
Оснащен центр также атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это различные транспортные средства, макеты дороги, светофор, дорожные знаки. Д / игры: «Правила дорожного движения»; «Внимание дорога!»; Эти д / игры развивают у детей воображение,способствуют развитию Д / речи.
8 Центр природы и экспериментирования
Он содержит календарь природы, разнообразный материал для экспериментирования, фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся размышлять, рассуждать и доказывать. Получают новые знания о предметах и явлениях. В уголке природы продолжается работа по обогащению словаря, поощряется проявление интереса к смыслу слов, совершенствуется умение использовать разные части речи. Учаться правельно задавать и отвечать на вопросы.
9 Центр физического развития
Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию ориентировки в пространстве, внимания, таких качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.
Способствуют развитию органов дыхания, что оказывает огромное влияние на развитие речевого аппарата ребенка. В картотеке подвижных игр, находятся такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, как, «Два Мороза», «Гуси –лебеди», «Мы — весёлые ребята», «Краски», «Почта». Данные игры пополняет словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.
10 ИКТ
ИКТ-технологии позволяет формировать у детей умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией. Развиваются умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Видео игровые презентации дают возможность изучить новый материал, просмотреть картины, увеличить изображение, детально рассмотреть, интерактивные презентации— задания развивают, не только логическое и абстрактное мышление детей, помогают сформировать навыки необходимые для обучения в школе: принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одной деятельности на другую.
При этом использование ИКТ по развитиюД / речи позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия
Вывод
Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда создаёт возможности для преодоления недостатков в речевом развитии и позволяет ребёнку закреплять свои способности не только в образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности, формирует чувство уверенности в себе, а значит способствует правильной диалогической речи.