МААМ-картинки

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для развития диалогической речи»

Белянина Кристина Алексеевна
Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для развития диалогической речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация развивающей предметно-пространственной среды в Доу для развития диалогической речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Консультация „Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для развития диалогической речи“» размещена в разделах

Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.

Таким образом, встаёт вопрос о создании развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической речи.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е. И. Тихеева.

В работе ДОУ мы опираемся на ФГОС ДО, который предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п 3.3.4.).

1 Центр художественной литературы и фольклора

Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей.

Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на диалогическую речь детей.

На литературном материале дети усваивают сложные понятия:(жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет и др.)

Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному построеню связных высказываний.

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывания, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Отрабатывается диалогическая форма речи.

2 Центр речевой активности

В речевом уголке находятся материалы способствующие активному развитию диалогической речи.

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

Лепбуки по темам с заданиями по развитию связной, монологической и диалогической речи.

1. Диалогическая речь. Вырабатываем у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.

2. Продолжаем приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закрепляем правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада.

3. Продолжаем работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ).

3 В центр речевой активности для старших дошкольников по Развитию Д/ речи.

• Серии сюжетных картинок;

• Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;

• Набор картинок по классификациям животных, растений, транспорта, строительных сооружений, профессий, видов спорта и т. д. ;

• Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;

• Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей 3-4 разные;

• Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);

• Картотека предметных картинок и речевого материала

• Дидактические игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «кто за деревом?», «Собери семейку» и т. д. ;

• Карта-плакат центра своего города или микрорайона;

• Российский герб, флаг, герб своего города;

• Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре», «Раньше и сейчас», «Охота на мамонта», «Собери матрёшек», «От кареты до ракеты»;

• Глобус, детские атласы, физическая карта мира;

• Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей);

• Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова», «Подбери схемы»;

• Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;

• Набор знаков дорожного движения.

В уголке книг помимо того, что должно быть в предыдущем возрасте представлены детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов, кроме этого:

• Репродукции картин известных художников;

• Альбомы «Знакомство с натюрмортом и пейзажной живописью» Н. А. Курочкина

4 Центр театрализации.

В группе организован уголок для театрализованных игр. В нем предоставлены материалы для режиссерских игр с пальчиковым театром, настольным театром, куклы би-ба- бо, кукольный, теневой, шапочки и маски для игр-драматизаций, плоскостные изображения кукол, деревьев, и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется фланелеграф. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Такого рода игры

способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память, а также связная диалогическая речь.

5 Центр изобразительного творчества

«Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю». Конфуций.

Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и

Д/ речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развивается параллельно

В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Использую приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги. Дети выполняют работы, а затем о них рассказывают делятся друг с другом. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение и диалогическая речь.

6 Центр творческих игр

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие диалогической речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за себя, и за нее, развивается диалогическая речь, закрепляются навыки пользованию инициативной речью, совершенствуется разговорная речь, обогащается словарь, формируется грамматический строй речи.

Создаются необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как, «Больница», «Семья», «Магазин», «Школа», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером — сверстником, партнером — взрослым.

Сюжетно-ролевая игра «Школа» помогает детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Способствует формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитываем дружбу, умение жить и работать в коллективе. Учит строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Проводим беседы о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. В процессе игры дети комментируют собственные действия, что содействует закреплению и развитию обогащению словаря и совершенствованию диалогической речи.

7 Центр строительно – конструктивных игр

Также используется для речевого развития детей. Здесь содержится разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Проводим такие игры, как, «Профессия строитель», «Дворец Деда Мороза», «Построй гараж для машины». При помощи таких наводящих вопросов, как, что находится перед домом? за домом? кто живёт в доме? кто пришёл в гости к кукле? что находится в доме? развиваем умение детей составлять творческие рассказы, развиваем фантазию, в процессе таких игр дети, учатся понимать значения предлогов и правильно использовать их в речи (в, на, около, перед, под).

Оснащен центр также атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это различные транспортные средства, макеты дороги, светофор, дорожные знаки. Д / игры: «Правила дорожного движения»; «Внимание дорога!»; Эти д / игры развивают у детей воображение,способствуют развитию Д / речи.

8 Центр природы и экспериментирования

Он содержит календарь природы, разнообразный материал для экспериментирования, фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся размышлять, рассуждать и доказывать. Получают новые знания о предметах и явлениях. В уголке природы продолжается работа по обогащению словаря, поощряется проявление интереса к смыслу слов, совершенствуется умение использовать разные части речи. Учаться правельно задавать и отвечать на вопросы.

9 Центр физического развития

Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию ориентировки в пространстве, внимания, таких качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Способствуют развитию органов дыхания, что оказывает огромное влияние на развитие речевого аппарата ребенка. В картотеке подвижных игр, находятся такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, как, «Два Мороза», «Гуси –лебеди», «Мы — весёлые ребята», «Краски», «Почта». Данные игры пополняет словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.

10 ИКТ

ИКТ-технологии позволяет формировать у детей умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией. Развиваются умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Видео игровые презентации дают возможность изучить новый материал, просмотреть картины, увеличить изображение, детально рассмотреть, интерактивные презентации— задания развивают, не только логическое и абстрактное мышление детей, помогают сформировать навыки необходимые для обучения в школе: принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одной деятельности на другую.

При этом использование ИКТ по развитиюД / речи позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия

Вывод

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда создаёт возможности для преодоления недостатков в речевом развитии и позволяет ребёнку закреплять свои способности не только в образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности, формирует чувство уверенности в себе, а значит способствует правильной диалогической речи.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для развития диалогической речи»
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 19:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для развития диалогической речи»» (включая файлы) размещена пользователем Белянина Кристина Алексеевна (УИ 2402043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД