Зазулина Светлана Николаевна
Консультация «Организация игровых образовательных ситуаций (ИОС) в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация игровых образовательных ситуаций (ИОС) в соответствии с ФГОС ДО
«Единственный путь,
ведущий к знанию, - это деятельность»
Б. Шоу
Рекомендации
по подготовке и проведению
игровых образовательных ситуаций (ИОС) в ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО
В основу ФГОС ДО при организации образовательной деятельности заложен системно-деятельный подход, целью которого является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
Публикация «Консультация „Организация игровых образовательных ситуаций (ИОС) в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- ставить цель (например, узнать, как помочь Мишке и Белочке);
- решать задачи (например, уметь отличить съедобные грибы и ягоды от несъедобных, как правильно собирать грибы: их надо срезать ножом, в лес самим детям ходить нельзя-только со взрослыми);
- отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить грибы не только для людей, но и для животных, помогут сберечь здоровье человека).
При реализации данного подхода необходимо соблюдать ряд принципов:
1. Принцип субъектности воспитания;
2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка;
3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
6. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности;
7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;
9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе.
ИОС требует серьезной предварительной работы по следующим направлениям:
1. Подготовка к ИОС в соответствии с СанПиН 2.4.1.30-4913, с планированием;
2. Постановка цели и задач ИОС;
3. Планирование хода ИОС;
4. Проведение ИОС;
5. Подведение итогов ИОС.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
1. Подготовка к ИОС
1) Соответствие санитарно-гигиенических условий помещения требованиям СанПиН 2.4.1.30-4913 (расстановка столов и стульев, рассаживание, освещение, размещение материалов и оборудования);
2) Соответствие материалов и оборудования требованиям СанПиН 2.4.1.30-4913 (безопасность, соответствие возрасту, эстетичность, наличие раздаточного материала на каждого ребенка);
3) Разработка конспекта ИОС с учетом возраста детей, календарного планирования.
2. Постановка цели и задач ИОС
1) Цель всегда одна, ее можно брать из целевых ориентиров;
2) Задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом задач может быть более трех. Задачи можно брать из ФГОС ДО, п. 2.6.
3) Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола ( выбор глагола зависит от характера ИОС: приобретение нового знания, закрепление или итоговая).
4) Примерные формулировки образовательных задач ИОС по приобретению нового знания:
- актуализировать знания детей о ….
- создать условия для получения детьми знания о …
- мотивировать детей к самостоятельному изучению….
- дать возможность детям при помощи взрослого узнать о.
- сформировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения;
Примерные формулировки образовательных задач ИО по закреплению ил итогового характера
- актуализировать знания детей о ….
- расширить знания детей о …через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности;
- дать возможность применить полученные знания при проведении…
- закрепить в самостоятельной деятельности умение…
5) Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание, моторики (общей, мелкой, артикуляционной, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация, речевого дыхания.
6) Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола (выбор глагола зависит от степени сформированности той функции, над которой Вы хотите поработать)
7) Примерные формулировки развивающих задач ИОС:
- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать…», «начать работу по развитию…» и т. д. ;
- если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой-либо навык, то задача будет начинаться с глагола «продолжать формировать…», «воспитывать…» и т. д.
8) Воспитательные задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально-волевой сферы.
9) Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола (выбор глагола зависит от степени сформированности того качества (свойства, над которым Вы хотите поработать).
10) Примерные формулировки воспитательных задач ИОС:
- если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать…», «воспитывать…» и т. д. ;
- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо его необходимо закрепить, то задача будет начинаться с глагола «продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать» и т. д.
3. Планирование хода ИОС
1. Структура игровой образовательной ситуации на основе системно-деятельного подхода:
1. Введение детей в игровую образовательную ситуацию (мотивирование к деятельности) :
-проведение упражнения-приветствия;
- педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы (кто-то приходит в гости, звучит аудиозапись птичьих голосов и звуков леса, в группу приносится что-то новое-Красная книга, игрушка, игра и т. д.).
2. Создание проблемной ситуации, постановка цели:
- воспитатель дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию, которая активирует воспитанников и вызывает у них интерес.
3. Проектирование решения проблемной ситуации (совместная работа по нахождению способов деятельности) :
- педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения. На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.
4. Выполнение действий (самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности) :
- на этом этапе составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы и виды организации детей, педагогические технологии, ЦОР, региональный компонент. Так же данный этап предусматривает: нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка ( например: «Мы знаем, что люди рвут съедобные грибы. Это мухомор, несъедобный гриб, мы его не будем срывать для еды, но его нельзя уничтожать, потому что его едят дикие животные», возможность применения «нового» знания в повседневной жизни ( например: «Мы нарисуем несъедобные ягоды, покажем их мамам, папам, братишкам и сестренкам, расскажем им, что их рвать и есть нельзя – опасно для жизни!», самопроверку и коррекцию деятельности ( например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Медведя и Белки?»).
5. Подведение итогов, анализ деятельности (рефлексия) :
- фиксация движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем? Кто помогал нам?»);
- выяснение практического применения нового знания («Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни?»);
- эмоциональная оценка деятельности («У вас было желание помогать Мишке и Белке? Что вы почувствовали, когда помогли им? Какое задание понравилось больше всего? Почему?»);
- рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);
- рефлексия собственной деятельности («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему? Что было самым трудным для вас?».
2. Используйте различные виды детской деятельности (двигательная, познавательно - исследовательская, игровая, проектная, трудовая, продуктивная, коммуникативная, творческая, музыкально-художественная);
3. Применяйте современные образовательные технологии (здоровьесберегающие, проектной деятельности, исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, игровые (В. Воскобовича и др., «ТРИЗ», портфолио дошкольника);
4. Используйте материал темы самообразования, по реализации регионального компонента.
4. Проведение ИОС
Тезисы:
- ребенок не объект, а субъект! Включенность воспитателя в образовательный процесс наравне с детьми;
- больше должны говорить дети, а не педагог!
- перед началом занятия создать игровую ситуацию, чтобы ребенок не по принуждению, а сам пошел и подключился к образовательной деятельности;
- создание трансформируемой разнообразной среды, позволяющей ребенку в течение ИОС свободно перемещаться;
- нет окончания ИОС, не успели сделать - дать возможность доделать сейчас или в течение дня
- время и место проведения ИОС определяется педагогом с учетом СанПиН 2.4.1.30-4913, индивидуальных особенностей детей, их утомляемости;
- в ходе ИОС дети обязательно должны получить новые знания или умения, основу для формирования новых целевых ориентиров;
- не игнорируйте ту ситуацию, которую вы не планировали, но ее предложили дети!;
- не торопите детей с ответами, держите паузу;
- не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет», это не стимулирует детей к рассуждению; задавайте вопросы проблемного характера!
- не спешите отвечать на детские вопросы, спросите ребенка «А ты как думаешь?»; внимательно выслушайте ребенка, а потом вместе с ним и другими ребятами найдите ответ на вопрос в различных источниках или проведите эксперимент;
- провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем-либо («Вы не знаете? А что же делать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого, посмотреть в книге, в альбоме и т. д.)»);
- применять технику активного слушания, чаще задавать вопросы: «Почему так? Что делать, если.? Как же быть? Что мы будем делать?», как можно меньше давать детям готовых решений и советов;
- общаться с детьми естественным, партнерским тоном, не допускать высказываний, затрагивающих личность;
- использовать речевые формулы оценивания (похвалы и порицания, формирующие уверенность в себе («Я уверена, ты справишься, если захочешь», «заавансированную» похвалу, т. е. вслух наделять ребенка теми качествами, которые пока не сформированы;
- при организации командной работы с детьми (использование соревновательного метода, необходимо предложить детям самостоятельно разбиться на команды, используя доступные им способы (посчитаться, договориться и т. д., предложить самим дать название командам, придумать командный ритуал (пожатие руки, групповое объятие, возглас и т. д., спросить, какие правила работы будут существовать в их команде (что будете делать, если кто-то ошибется в вашей команде? Если проиграете? Выиграете, после игры пожать руки членам своей команды и всем членам другой команды;
- помогать детям, но не делать за них!
- говорите внятно, меняйте интонацию;
- приучайте детей слушать Вас, слушать друг друга;
- если детям становится неинтересно, нужно не идти по конспекту, а вводить экспромт;
- при заблуждениях, сомнениях ребенка разъяснять последствия того или иного выбора, стимулировать ребенка к принятию собственного осознанного решения.
5. Подведение итогов ИОС
- используйте вопросы проблемного характера, используйте разные формы рефлексии;
- не хвалите всех детей словами «Молодцы!», отмечайте конкретные заслуги каждого ребенка («Дима, ты очень здорово придумал, как попасть в лес!», «Марина замечательно выполнила самое трудное задание!», «Петя самый первый…», не подчеркивайте неуспех ребенка;
- если есть затруднения в определении, за что можно похвалить конкретного ребенка, то можно спросить у остальных ребят;
- не делайте выводы за детей, не стремитесь предупредить все детские ошибки.
«Системно-деятельный подход к развитию ребенка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка в разных видах детской деятельности»
П. Я. Гальперин, .В. Запорожец,
А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн