Елена Хотулева
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС ДО"
" Необходимо рассматривать среду как условие
оптимального саморазвития личности. Благодаря
ей, ребенок сам может развивать свои
способности и возможности. Роль взрослого
заключается в правильном моделировании такой
среды, которая способствует максимальному
развитию личности ребенка.
Жан Жак Руссо
Публикация «Консультация для педагогов „Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки.
Среда, как условия могут тормозить развитие человека, так и стимулировать его развитие. Бывает и нейтральный вариант, когда она не тормозит, но и не стимулирует.
Мы же рассматриваем не вообще среду, а среду и условия детского сада, развивающую предметно - пространственную среду.
ФГТ, если вы помните, предъявляли требования к предметно - развивающей среде.
ФГОС ДО дает другую формулировку среды - развивающая предметно - пространственная среда.
Что изменилось?
1. На первый план выходит слово " развивающая", это важно;
2. Добавлено слово "пространственная", не только предметная, предметно - пространственная среда.
Что это значит? Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада, пространство прилегающей территории.
Развивающая предметно - пространственная среда - это система условий, но система" живая", требующая с одной стороны стабильности, с другой стороны - изменений.
Содержание РППС зависит от образовательных целей и задач, которые решает педагог, от темы недели, месяца, от времени года, от интересов и здоровья детей и так далее.
ФГОС ДО определяет конкретные требования к развивающей предметно - пространственной среде. И, несмотря на то, что все педагоги знают эти требования, на практике не всегда удается педагогам выстроить систему условий, соответствующую Стандарту.
В основе принципов организации развивающей предметно - пространственной среды лежит концепция современного дошкольного образования, которая выделяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития ребенка.
В тексте ФГОС ДО формулировка "социальная ситуация развития" встречается несколько раз. То есть, ФГОС ДО подчеркивает значимость " социальная".
Поэтому и важно организовать пространство так, чтобы оно не было жестким, закрытым, так как это не дает возможности развитию социальных навыков - умение найти себе партнера по игре, определить свое место в пространстве, определить границы этого места и т. д.
Какие требования предъявляет ФГОС ДО к развивающей предметно - пространственной среде? Наверняка Вы с ними хорошо знакомы. Слайд №3
Развивающая предметно - пространственная среда должна быть:
содержательно - насыщенной – включать средства обучения и воспитания, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
Обеспечивая реализацию этого требования, необходимо соблюдать баланс, избегая перенасыщенности и, не забывая о замене материала. Здесь важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом.
трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
Соблюдению этого принципа в современном дошкольном образовании отводится главная роль.
Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность, выступали инициаторами организации РППС, для этого материалы должны быть легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте и с нужными материалами.
полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
Хочется выделить такой принцип, как многофункциональность, именно многофункциональные материалы позволяют развивать воображение ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.
доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Казалось бы, этот принцип достаточно понятен педагогам ДОУ, но в реальной практике реализуется слабо.
безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению наджности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Развивающая предметно - пространственная среда - это один из важных критериев оценки качества деятельности любого дошкольного образовательного учреждения. Роль среды в формировании основополагающих качеств, таких как самостоятельность, инициатива, познавательная активность ребенка, первостепенна.
«Типичные ошибки в организации развивающей предметно - пространственной среды»
1. Сенсорная агрессия в оформлении группы.
2. Неэстетичный подбор мебели (смешение пластиковой и деревянной мебели и оборудования).
3. Школьная расстановка мебели: столы расставлены, как парты в школьном классе.
4. Мебель, не позволяющая изменять границы зон группового пространства. Не выделены пространство для игры. Жесткое зонирование.
5. Нефункциональное структурирование пространства.
6. Отсутствие содержательного материала на полках группы.
7. Перегруженность пространства. Невозможность организации сюжетной игры. Сюжетные картинки выше роста ребенка.
Каким образом среда может побуждать ребенка к творчеству, исследованию, к освоению способов деятельности, к проявлению и появлению личностных качеств?
РППС должна обеспечивать ребенку свободный выбор игр и материалов; выбор места и пространства; возможность уединения и взаимодействия со сверстниками; право на осуществление проб и ошибок. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию о современном мире и стимулировать поисково - исследовательскую детскую деятельность.
При реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимо помнить, ведущая деятельность и основная форма - игра, которая задается взрослыми в двух видах - сюжетно - ролевая и игра с правилами.
Педагогу необходимо создать условия для разворачивания сюжетно - ролевой игры, для организации игр с правилами, а так же подготовить материалы и оборудование для продуктивной деятельности, для познавательно - исследовательской и двигательной деятельности.
Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным направлениям: физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое, социально - коммуникативное.
Вывод:организация РППС с учетом приоритетов новой образовательной политики будет обеспечивать качество образования. Одним из главных показателей дошкольного образования является правильно сформированный мир детства, имеющий свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир ребенок способен формировать свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый индивидуальный и отличающийся от взрослого.