Елена Серых
Применение современных здоровьесберегающих технологий в детских дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: До 7 лет каждый ребё нок проходит совершенно неповторимый цикл развития: идёт упорядочение работы всех систем организма, закладка личностных качеств, характера. Вот почему так важно именно в этот период формировать основы навыка здорово образа жизни, в том числе и занятий спортом, физкультурой. Для этого в детских садах используются здоровьесберегающие технологии – комплексы видов и форм деятельности, направленные на укрепление здоровья малышей. Содержание и требования к условиям организации этой работы определены ФГОС. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Публикация «Применение современных здоровьесберегающих технологий в детских дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ключевые слова: оздоровительная работа, валеология, здоровьесберегающие технологии, физическая культура, самомассаж.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающеи работы :
- приобщение детеи к физическои культуре;
- использование развивающих форм оздоровительнои работы.
Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения, семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру [3, С. 24].
Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ, соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников [1,с. 14-16].
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах[4, С. 36].
Физкультурно-оздоровительные технологии в нашем детском саду это :
Физкультминутки – динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности.
Пальчиковая гимнастика – упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация, для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий.
Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. В ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия – полезные привычки приобретаются с ранних лет. Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке с использованием бодибара (гимнастической палки, в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья.
Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации.
Офтальмотренаж – система упражнений для глаз. В детском саду глазки воспитанников усиленно работают: рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажё рами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.
Самомассаж – тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения.
Музыкотерапия – игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
Сказкотерапия – коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
Утренняя и бодрящая гимнастика – Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных и функциональных возможностей растущего организма.
Занятия по валеологии – непосредственно образовательная деятельность (ООД) по вопросам здоровья.
В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни : дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета[2, С. 21-28].
В результате у детей сформировался навык «активного просыпания», дети легче просыпаются, активнее включаются в деятельность после дневного сна. Дети стали активнее, овладели начальными физическими навыками.
У детей сформировались элементарные представления о пользе занятий физической культуры и освоение культурно-гигиенических навыков. Появление у детей интереса активного и постоянного участия во всех видах гимнастик. Дети стали внимательнее на остальных занятиях. Снизилась утомляемость, сонливость. Но самое главное – дети стали меньше болеть простудными заболеваниями.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Список литературы:
1. Аверина И. Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях : практ. пособие / И. Е. Аверина. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированныи подход,2000. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
3. Маханева М. Д. – Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 1999. – 88 с.
4. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога»