Ирина Ивановна Литвинова
«Речевое развитие» — одна из самых важных образовательных областей в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Чародейка Речь. Знакомы ли Вы с ней?
Это речь стихов, сказок, рассказов.
Эту речь составляют для нас писатели.
У волшебницы много секретов и чудес
для того, чтобы веселить и радовать,
удивлять и учить.
Уважаемые коллеги!
Во время перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и при дальнейшей работе по ФГОС перед нами стоит архиважная задача : не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, но и самим научиться не управлять детьми, а заинтересовывать их, мотивировать на получение определённого объема знаний. Мы не предоставляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а действуем, используя «принцип рыболова» - подводим детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.
Публикация «„Речевое развитие“ — одна из самых важных образовательных областей в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Образовательная область «Речевое развитие» - одна из самых важных образовательных областей. Чтобы реализовать её, педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объё мом знаний: иметь чистую (в звуковом отношении, правильную, грамотную, образную речь; знать детскую литературу, уметь составить увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребёнку, знать алгоритм описания картинок, уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми и, наконец, просто иметь добрые глаза и любить детей.
Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Кроме того, задачи развития речи включены в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» : развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Основные цели и задачи
Развитие речи
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности.
Специальные занятия – лишь часть работы по развитию речи. За их пределами работа на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, явлениями общественной жизни, художественной литературой и др. Значительную роль играет так же осуществляемая в разных формах работа по развитию речи вне занятий.
Рассмотрим формы деятельности с детьми
1. Режимные моменты:
* Образцы коммуникативных кодов взрослого;
* Освоение форм речевого этикета (пассивное);
* Использование в повседневной жизни форм речевого этикета;
* Беседы.
2. Совместная деятельность с педагогом:
* Эмоционально – практическое взаимодействие (игры с предметами и
сюжетными игрушками);
* Обучающие игры;
* Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм
(потешки, прибаутки, колыбельные);
* Сюжетно – ролевая игра;
* Игра – драматизация;
* Работа в книжном уголке;
* Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа);
* Имитативные упражнения, пластические этюды;
* Коммуникативные тренинги;
* Совместная продуктивная деятельность;
* Экскурсии;
* Проектная деятельность;
* Интегрированные занятия;
* Тематические досуги;
* Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций.
3. Самостоятельная деятельность детей:
* Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры);
* Совместная предметная и продуктивная деятельность детей;
* Игра – драматизация с использованием разных видов театров;
* Игры в парах и совместные игры (коллективный;
* Самостоятельная художественная деятельность детей;
* Сюжетно – ролевая игра;
* Игра – импровизация по мотивам сказок;
* Театрализованные игры;
* Игры с правилами;
4. Совместная деятельность с семьё й:
* Эмоционально – практическое взаимодействие;
* Продуктивная деятельность;
* Игры парами;
* Пример коммуникативных ходов взрослого;
* Чтение, и рассматривание иллюстраций;
* Игры – драматизации;
* Досуги, праздники;
* Чтение, разучивание стихов, скороговорок, чистоговорок;
* Беседа, пояснение;
* Экскурсии;
* Тренинги;
* Участие в проектной деятельности;
* Информационная поддержка родителей.
Важная задача образовательной области «Речевое развитие» – это коррекция звукопроизношения, которая проводится в процессе индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи.
Направления коррекционной работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Каждое из них имеет отличительные особенности.
Диагностическое направление включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
диагностику отклонений в развитии речи;
комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации.
Коррекционно-развивающее направление включает:
выбор оптимальных для развития ребенка с нарушением речи программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития :
организация и проведение учителями-логопедами индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
Информационно-просветительское направление предусматривает:
Проведение тематических выступлений (лекции, беседы, печатный материал, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса (родителям, воспитателям) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса по коррекционной работе.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушением речи, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование воспитателей логопедических групп по возникающим вопросам при работе с детьми с нарушениями речи;
консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка (в том числе с ОВЗ).
Координирующая роль в реализации коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования, он разрабатывает комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, воспитателем, врачом) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведется воспитание личности ребенка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ должны намечать и реализовывать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.
Закончить хочется словами Аллы Викторовны Аджи:
«Шаг за шагом, через задушевную беседу, через игру, через песенки, прибаутки, стихи и потешки вы научите ребёнка размышлять, выражать свои мысли правильными и распространёнными предложениями; вы поймёте, как много узнали ваши дошколята, и как много вы обрели сами, каждый день «соприкасаясь с детством».