Валентина Кузьмина
Консультация для воспитателей «Организация развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему «Организация развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально бытового или культурно – эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно – развивающей средой мы понимаем определенное пространство, организованно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно – пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становление его субъективной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Создавая предметно – пространственную среду в своей группе, мы учитывали основные требования к ней.
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть: содержательно – насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, здоровьесберегающей, безопасной, эстетически-привлекательной.
Предметно – пространственная среда в нашей группе работает на цели и задачи основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы МБДОУ Трубчевского детского сада комбинированного вида «Дельфин» на 2018- 2019 уч. год. При оснащении предметно – пространственной среды мы учитывали региональный компонент программы. Основной целью которого является работа по формированию целостных представлений о родном крае. Вариативная часть программы в нашей группе представлена кружковой работой. Дети нашей группы посещают кружки: «Радуга красок» и «Волшебница бумага». Оснащение предметно – пространственной среды мы меняем в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Пространство группы мы организовали в виде хорошо разграниченных зон (уголков, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и др.). Все предметы доступны детям.
Эта организация пространства помогает нашим детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а нам, воспитателям, дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В качестве центров развития в нашей группе мы выделили следующие уголки.
Уголок для сюжетно – ролевых игр
Здесь мы разместили атрибуты для развития и обыгрывания сюжетов: «дочки – матери»;
«магазин»;
«больница»;
«парикмахерская»;
«строители»;
«моряки»
Уголок для театрализованных игр
В этом уголке мы знакомим детей с разными видами театра. Ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок:
настольный;
пальчиковый;
на фланелеграфе;
на ширме;
кукольный;
имеются здесь игрушки – забавы, маски, шапочки, элементы костюмов;
наглядно –дидактические пособия;
ширма
Встречи с куклами, сказочными героями помогают детям расслабиться, создать радостную атмосферу, способствуют формированию интереса к творчеству, импровизации, развивают речь, обогащают словарный запас.
Книжный уголок
Содержание нашего книжного уголка определяется программой, которая реализуется в детском саду. Здесь мы выставляем как новые, так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг, в уголке мы помещаем иллюстративный материал по темам: времена года, семья, животные, птицы и т. д.
Зона для настольно – печатных игр
В этой зоне мы разместили развивающие игры:
лото «Ассоциации»;
«Контрасты»;
«Профессии»;
«Разные машины»,
«Зверята»;
«Животные»;
«Времена года»;
«Когда это бывает?»;
«Транспортные состязания» и др. ;
дидактические игры, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД;
наглядно – дидактические пособия (водный транспорт, автомобильный, воздушный; наши защитники и др.)
Подбор игр мы постоянно меняем, в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Спортивный уголок
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды. В этом уголке есть:
«дорожка здоровья»;
массажные дорожки для профилактики плоскостопия;
шнуры;
мешочки с крупой, фасолью, горохом;
массажные мячики;
резиновые мячи разного диаметра;
кегли;
обручи;
оборудование для общеразвивающих упражнений: кольца, кубики, султанчики;
атрибуты для подвижных игр (шапочки, цветные платочки)
Уголок сенсорики
Для уголка сенсорики мы приобрели разнообразные вкладыши, кубы, домики, шнуровки, прищепки, кубики и другой дидактический материал. Мы изготовили специальную подушку с застежками, шнуровкой, пуговицами, геометрическими фигурами. Дидактические пособия постоянно меняем, дополняем.
У детей развивается речь, мелкая моторика рук. Они знакомятся с различными свойствами предметов, закрепляя их цвет, размер и форму.
Уголок конструктивной деятельности
Программа «От рождения до школы» - предусматривает систематическую и последовательную работу с детьми по развитию у них конструктивных способностей. Эту работу мы проводим как в организованной образовательной деятельности, так и в свободное время. Наши дети учатся создавать разнообразные постройки из строительного материала, сочетая фигуры по цвету, форме, расположению на плоскости. В уголке есть мелкий (настольный) строительный материал: мелкие кубики, конструктор Лего и крупный (напольный) строительный материал. Постройки постоянно обыгрываются. В этом уголке рядом со строительным материалом хранятся машины, наборы инструментов, мелких игрушек; в папках – файлах чертежи, рисунки, фотографии. Часть рисунков, чертежей мы используем в качестве образцов с целью прямого следования им, другие способствуют развитию у детей умения закончить постройку, скомбинировать ее с учетом поставленной задачи. Строительный материал мы храним на открытых полках в коробках, контейнерах.
Уголок изобразительной деятельности
Для развития изобразительной деятельности, творческих способностей детей в нашей группе имеются наглядно – дидактические пособия:
альбомы: (городецкая роспись, золотая Хохлома, дымковская игрушка и др.);
репродукции картин;
иллюстративный материал по темам, которые мы планируем на ближайшее будущее и той теме, которую дети уже усвоили;
фоны разного размера, цвета и формы;
краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д. ;
цветная бумага, картон, печатки, готовые формы для выкладывания и наклеивания;
трафареты;
книжки-раскраски;
пластилин;
скульптуры малых форм (по теме будущей и прошедшей лепки, дощечки для раскатывания пластилина;
стеки, соответствующий материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки и т. д.);
иллюстративный материал по аппликации ближайшей темы. В этом уголке мы размещаем выставки детских работ. Это оснащение уголка помогает формированию творческого потенциала детей, развивает интерес к изобразительной деятельности.
В нашем музыкальном уголке находятся:
игрушки – инструменты (погремушки, колокольчики, бубен, барабан, гармошка, металлофон, балалайки и т. д.);
музыкальные игрушки – самоделки (шумовой оркестр,
музыкальный центр, магнитная доска;
музыкально – дидактические игры: «Три поросенка», «Узнай по голосу», «Где звенит?» и др. ;
атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кот и мыши», «Наседка и цыплята», «Лиса и зайцы», «Летчики» и др. ;
музыкальные лесенки, ленточки, цветные платочки, яркие султанчики, снежинки и т. д. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону, по тематическим периодам).
Встреча с музыкой способствует созданию у детей веселого настроения, закреплению музыкально-ритмических движений. У детей формируется интерес к музыке, импровизации; развивается музыкальный слух.
Уголок природы
Для уголка природы мы подобрали быстрорастущие комнатные растения, с красивыми цветками, листьями разной формы, величины и окраски, не требовательные к уходу и содержанию, рекомендуемые программой. Уголок природы обогащает представления детей о многообразии природного мира, помогает воспитанию любви и бережного отношения к природе, приобщению детей к уходу за растениями, формированию начал экологической культуры.
В уголке природы есть оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы и т. д. Мы работаем с календарями наблюдений за состоянием погоды, за растениями. Здесь оформлены картотеки:
растения, имеющиеся в уголке природы (информация познавательного, занимательного характера, стихи, открытки);
растения ближайшего окружения (на участке);
птицы, дикие животные нашего края, жарких стран, северных широт); настольно – печатные, дидактические игры природоведческого содержания постоянно подбираем по тематическим периодам. В уголке природы есть природный материал, информация по валеологии.
В этом учебном году мы организовали новый элемент развивающей предметно – пространственной среды, оформили «лабораторию»
Уголок для экспериментирования
У нас в «лаборатории» находятся лупы, песочные часы, магниты, фонарик, глобус, линейки, желоба, пищевые красители, мелкие предметы из различных материалов (дерево, пластмасса, металл); емкости: стаканы, мерки, воронки, формочки; природный материал (желуди, шишки, семена, крупа и т. д.); «бросовый» (пробки, палочки, трубочки для коктейля).
При проведении опытов и наблюдений у детей развивается желание быть исследователями, формируется научное мировоззрение, познавательный интерес. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности наших детей. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.
Уголок дежурств
Уголок дежурств помогает формировать умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.
Предметно – пространственная среда нашей группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Практика подсказывает: полностью заменить предметную среду в группе сложно, но предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда предметно – пространственная среда будет способствовать развитию ребенка, формировать познавательную и двигательную активность.
Используемая литература
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика – Синтез 2015г.
2. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ сост. Н. В. Нищева. - СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2007 г.
3. Проектирование предметно – развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб. :КАРО,2007г.