Надежда Поспелова
Консультация «Национально-региональный компонент в изобразительном искусстве Бурятии»
▼ Скачать + Заказать документы
Национально - региональный компонент в изобразительном искусстве Бурятии.
1. Вступление.
2. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
3. Народные художественные традиции.
4. Заключение.
Вступление.
Публикация «Консультация „Национально-региональный компонент в изобразительном искусстве Бурятии“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Республика Бурятия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Национально - региональный компонент для дошкольников требует организации целенаправленного и систематического процесса по ознакомлению детей с природой родного края, истории своего края, уважения национальных культур народов проживающих на территории этого края. Важно, знакомя детей с ближайшим его окружением, опираться на доступный для их уровня восприятия и понимания, а так же развития заинтересованности и сознательности, стремления к творческой деятельности. Декоративно - прикладное искусство, открывает перед детьми богатство культуры народа. И это помогает детям усвоить обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение. Народное искусство каждого народа отражает в себе, самобытность этого народа, его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. В искусстве мы видим черты народного характера - смелость, гуманность, богатырскую силу, оптимизм.
В. А. Сухомлинский писал: "Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа". Произведения изобразительного искусства - светлое окошко, через которое постигается видение мира. Азбукой познание является непосредственное наблюдение природы. Человек по - настоящему ощущает, что он живет, когда творит. Творчество начинается, средством познания, освоения, преобразования мира через интеллектуальные и эстетические богатства добытые ранее. А у каждого народа свое наблюдения природы. Даже в нашей солнечной Бурятии от бескрайней степи до могучей тайги, от гранитных скал до безбрежной глади Байкала, быстрых горных речушек и спокойного зеркала реки. И все это находит отражение в литературе, живописи, музыке. При знакомстве детей с произведениями искусства, все это отражается в рисунках детей, сочетание цветов в аппликации, лепка тоже несет национальный оттенок.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
А. В. Запорожец отмечал, изобразительная деятельность, подобно игре позволяет глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. И поэтому ребенка нужно знакомить с национальными ценностями, чтоб ребенок интересовался, знал, помнил историю своего народа. Народная мудрость гласит: "У народа, не помнившего историю, нет будущего"
Американские авторы В. Ловенфельд и В. Ломберт Бритен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок самоидентифицируется. Ребенок с каждой своей творческой работой развивается, хотя это может и не иметь эстетического значения. Важно, что ребенок выражает свое отношение к действительности. Ребенок в своих работах указывает, что для его главное, что второстепенное.
Работа с ребенком - процесс, требующий осторожности и деликатности. В. Оклендер - "рисование - это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств" [8 с. 16]
В старшем дошкольном возрасте у большинства детей от 5 - 6 лет и до 13 - 14 лет. Начинается стадия "правдоподобных изображений", что характеризуются последовательным отказов от схем, обозначающих объекты окружающего мира и переходом собственно изображениям - попытки передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным.
Изображения людей становятся более пропорциональным. Прорисовывают дети части тела, лица, передавая характерные особенности конкретного человека или типичный образ литературного персонажа.
В средней группе ребенок должен осваивать элементы узора по мотивам народных игрушек, национальных орнаментов (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги, ромбы, рога и т. д.) Также составлять узоры в круге, на полосе, квадрате, ритмично располагая элементы узора, соблюдая симметрию. Уметь правильно передавать в рисунке форму.
В старшей группе ребенок учиться рисовать по представлению и с натуры предметы, игрушки, передавая их форму, пропорции, расположение частей, цвет. Ребенок осваивает создание узоров по мотивам народно - декоративно - прикладного искусства (бурятского орнамента, хохломской, городецкой росписей и т. д.) используя точки, круги, рога, как одинарные, так и двойные, волнистые линии и передавать колорит народных орнаментов.
Процесс развития ребенка предполагает активное включение в него ребенка. Обязательное условие в воспитание и обучении ребенка - развитие познавательного интереса через удивительные факты, загадки и т. д.) Использование бурятских загадок на занятии, дает хорошую почву для размышления.
Загадки про ветер:
Бурятская загадка :
Захочу согну до земли,
А устану - отпряну,
Выйду на поляну
Потанцую на снегу
И без оглядки убегу.
Русская загадка:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он прогоняет.
Для создания ярких наглядно - образных представлений, через восприятие искусства, природы, музыки, художественной литературы и т. д.) с целью вызвать чувство удивления, восхищения, любования и желания изобразить тот или иной предмет, объект, явление.
Народные художественные традиции.
Народные художественные традиции этнических групп Бурятии складываются в условиях кочевого и оседлого быта скотоводов и земледельцев и были тесно взаимосвязаны с ним.
Жизнь человека центрально - азиатских степей и сибирской тайги проходила на лоне природы. Его хозяйственная деятельность подчинялась ритму сменявших друг друга времен года. Природно - климатические условия породили особый тип цивилизации - кочевой.
Кочевнический быт в принципе не допускал излишеств, ограничивал число предметов, вещей находивших в обиходе. Жизнь кочевников, скотоводов, воинов и пастухов немыслима без юрты. Юрта - это жилище, символ мироздания со сводом, пространством и плоскостью. Истоки о использовании юрты уходят в 3 век до н. э. бронзового века.
Юрта - символ мироздания, где нет острых углов. Бывают 5 -, 6 -, 9 -, и даже 12 - стенные юрты. Чем больше стен в юрте, тем юрта просторнее. Длинные тонкие жерди (уняа, одним концом привязаны к решетчатой стене, а другим вставлены в отверстия верхнего кольца крыши юрты диаметром 1,5 метра (тооно, которые поддерживает две стойки (багана). Этот оригинальный каркас покрывали прочным пористым войлоком, полученным из шерсти овец.
Кочевники делили юрту на 12 сегментов, которые сответствовали 12 - ти знакам древневосточного зодиака эти сегменты и служили циферблатом солнечных часов.
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие, чистые цвета узоров, симметрия и ритм, чередования форм привлекают детей и вызывают у них желание воспроизвести увиденное.
Педагог должен глубоко изучить творческий опыт народных мастеров, овладения навыков изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшений изделий быта, костюма и др.
Среди много образных видов орнамента наиболее доступной для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация - древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, сукна, бересты, бумаги, ткани при помощи наклеивания (нашивания) плоских изображений, вырезанных из этих же материалов другого цвета.
Народное декоративно - прикладное искусство обладает большими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающие симметричностью, уравновешенностью его элементов.
Существенным в орнаменте является цвет. С тем или иным цветом в сознании человека ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Цвета в бурятском орнаменте :
Белый цвет - цвет Мужества, Благородства, Чистоты и Торжества белых начал.
Зеленый цвет - цвет Роста, Размножения, Рассвета.
Синий цвет - цвет Вечности, Постоянства, Нерушимости.
Красный цвет, олицетворяющий Солнце, Огонь, Жизнь, Счастье, Торжество.
Желтый цвет - цвет Божества и Вечности.
Бурятские народные мастера издавна украшали аппликациями халаты (дыгыл, обувь, головные уборы с остроконечным верхом, предметы быта. Узоры для украшения халатов составлялись из разноцветных полосок, расположенных по линии груди, низа изделия и его рукавов. В узорах, украшающих ковры, кисеты и другие предметы чаще встречаются симметрично построенные роговидные элементы. Искусное сочетание красных, синих, желтых, белых цветов в орнаменте подчеркивает нарядность изделия, его неповторимое своеобразие. Древнейшая функция орнамента - магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега. Декоративная функция узора - узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении. Орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Ведущими мотивами геометрического орнамента являются "меандр" или "алхан хээ" - (молоточный орнамент, рисунок стеганого матраса -шэрдэг - "шэрэмэл шэрдэгэй хээ", "улзы" - (плетенка). Меандр - "алхан хээ" называют молоточным, т. к. по-бурятски и монгольски "алха" - молоток. Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра "алхан хээ", связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т. к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. Широко применялись в быту кочевников изделия из войлока. Если большие плоскости войлока, которыми укрывали юрту, использовались без простежки, то небольшие по размерам войлочные матрасы - шэрдэг -простегивались насквозь сухожильной ниткой. Такая операция у многих кочевых народов преследовала практическую цель: она должна была придать войлочному матрасу особую прочность. Без простегивания войлок при перекочевках мог бы растрепаться по краям и распасться на отдельные куски. Нанесение узоров в технике сквозной простежки - сложный и кропотливый труд, требующий большого мастерства и точного глазомера. В бурятских селах и сейчас встречаются прекрасные образцы этого столь необходимого в быту произведения народного искусства. В нанесении узора на бурятских, монгольских шэрдэгах получили развитие два типа орнаментальных мотивов: геометрический и цветочный. Мастерицами созданы несколько вариантов таких узоров в форме замкнутых секций, полностью покрывающих плоскость матраса. Форму узоров можно понимать по-разному, в зависимости от того, что будет принято за основу. При нанесении цветочного орнамента используется четырехлепестковая розетка, из геометрических - ромбы или квадраты.
Заключение.
Национальные ценности - "совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие" (5. с. 5) Старые бурятские мастера, сравнивая создание орнамента с трудом ученого, говорили своим ученикам: "Если ученый творит, нанизывая в строку буквы, то для нас, погруженных в мир красок и цветов, имеющих, как и каждый завиток орнамента, свой смысл, цвет, то орнаменты - те же буквы, которыми мы выражаем свои мысли, свое отношение к предмету". Каждая национальная культура имеет свои средства орнамента, как мотивы, ритмы, симметрии. Первичной основой орнамента является мотив. Своеобразие мотивов во многом зависит от исторической и национальной принадлежности. Ритм это повторение одинаковых или чередование разнородных мотивов. Ритмическое построение связывает мотивы в целостное произведение. Большей частью, на основе симметрии строится ритм в орнаменте. По орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства, так как он тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.
Литература.
Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: кн. для воспитателя дет сада. - 2-е изд., перераб. и доп. / З. А. Богатеева - М. : Просвещение, 1986. - 207с., ил.
Бурятские народные сказки : сборник / сост., авт. Б. Дугаров; худож. Р. Халилов. - М. : Современик, 1990. - 383 с.
Двери юрты открыты для всех (По материалам Национального музея РБ). // Белая юрта №2, 2012, стр 14 - 15.
Национально - культурный атлас Бурятии
Национально - культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. -метод. пособие / авт. -сост. : З. И. Пазникова, Р. И. Карпова, С. А. Ступина. - Улан - Удэ: изд. Бурятского госуниверситета, 2010, 160с.
Олзонова М. Узел счастья. / М. Олзонова // Белая юрта №2, 2012, стр 20 - 21.
Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. / Т. А. Цквитария - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128с.
Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. / Н. В. Шайдурова. - М. : ТЦ Сфера, 2010, 160с.
Швейкина Е. А., Пазникова З. И. У Байкала мы живем: рабочая тетрадь по ознакомлению с культурой народов Бурятии / Е. А. Швейкина, З. И. Пазникова. - Улан - Удэ: изд-во Бурятского госуниверситета, 2012, 34с. : ил.