Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Региональный компонент в рамках образовательной программы ДОУ»

Виктория Репина
Консультация для педагогов «Региональный компонент в рамках образовательной программы ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

для педагогов

«Региональный компонент в рамках

образовательной программы»

МКДОУ

«Детский сад №6»

Подготовила

воспитатель д/с №6 Репина В. А.

Региональный компонент в рамках

образовательной программы.

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, об-ладающих высокой толерантностью».

Публикация «Консультация для педагогов „Региональный компонент в рамках образовательной программы ДОУ“» размещена в разделах

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.

Наш детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления и развития детей работает по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Верак-сы,М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. Также в дошкольном учреждении разработана образовательная программа, важное место в которой занимает региональный компонент (40% от общего объема программы) формируемый участниками образовательного процесса.

Необходимо создать определенную систему работы с дошкольниками по реализации регионального компонента :

- непосредственно образовательная деятельность;

- экскурсионная работа;

- музейная педагогика.

Специфика образовательной деятельности по данному направлению за-ключается в том, что она проходит не только в группе, но и в парке, на спор-тивной площадке, в библиотеке и т. д.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента : обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.

Цель реализации задач регионального компонента :

- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

- развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной мест-ности;

- формировать интерес к культурному наследию региона;

- повышать заинтересованность всех участников образовательного про-цесса в расширении знаний по краеведению;

- готовить детей к обучению в школе.

Основные направления деятельности ДОУ:

- формирование нравственных идеалов на основе отечественных духов-ных и культурно-исторических ценностей;

- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;

- изучение национальных традиций и обычаев;

- воспитание любви к природе родного края и его обитателям;

- воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;

- обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения исто-рии русского языка;

- изучение истории Дагестана во взаимосвязи с культурой и историей России;

- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов, писателей и художников;

- преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим.

Работу в детском саду по региональному компоненту проводится на трех уровнях:

1. Административно – управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.

2. Организационно – методическом – методическое сопровождение краеведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презен-тации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов.

3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя :

- отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;

- обогащение развивающей среды материалами о Дагестане (знакомство с символикой города, республики, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- диагностику изменений в его развитии.

В работе по региональному компоненту можно использовать авторскую программу Р. М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», которая детализирована разделами:

1. «Уголок России – отчий дом», содержащий знания о нашей малой родине, ее краткой истории, знакомство с геральдикой и т. д.

2. «Литературное и художественное наследие» знакомство детей детскими писателями, известными дагестанскими художниками, их произведениями.

Дети открывают для себя талантливых взрослых писателей, поэтов, ху-дожников Дагестана. Их замечательные произведения заставляют восторгаться природой в картинках, необычайно звонкими, как ручей стихами, рассказами, которые побуждают к размышлениям, формируют ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. Легенды – рождают волнение, печаль, вопросы, стремление и понимание. В них есть наставления, помогающие «почувствовать миры между мирами», чтобы дать «слово голосу, который старше, чем камни».

3. «Люблю тебя мой край родной» нацеливает на изучение флоры и фауны Дагестана.

4. «Мы дагестанцы» - знакомство с описанием обрядов и обычаев народов Дагестана, с фольклором, сказками, песнями, играми.

5. «Я и мой город Избербаш» знакомит детей с историей города, героями – защитниками, геральдикой, архитектурными памятниками прошлого и современности.

Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, преобразовании его по законам «красоты и добра», включает в себя уголки по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре. Также оформлен мини – музей «Мой Дагестан», где дети знакомятся с бытом и традициями русского народа.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное - педагог должен быть патриотом своей Родины.

В связи с этим, в детском саду были проведены следующие мероприятия для педагогов :фестиваль-«Храним обряды и традиции предков» (музыкально-литературный праздник), викторина «Знатоки региональной культуры» (педагоги закрепили знания о детских писателях, художниках Дагестана, КВН «Мир художественного творчества» (художники Дагестана, методический час «Музыкально – литературное творчество» (композиторы, писатели Дагестана).

В методическом кабинете детского сада собран фольклорный материал, портреты писателей Дагестана, произведения поэтов и писателей Дагестана, которые необходимо использовать педагогами в работе.

Необходимо пополнять материал на тему «Региональный компонент в экологическом образовании детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой, животным и растительным миром, Красную книгу Дагестана.

В своей работе педагоги реализуют деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе края, то есть предоставляют возможность выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность, привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Навруз-Байрам, День города и др., знакомят с жителями Дагестана – носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др.

Также в образовательной деятельности необходимо систематически расширять знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирует целостное восприятие народной культуры; развивает творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; воспитывает черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.

В дополнительной образовательной деятельности художественно – эстетической направленности, способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства; знакомить с элементами актерского мастерства; учить детей пересказывать дагестанские народные сказки, потешки по ролям; развивает социальные навыки общения; воспитывает чувство уверенности в себе.

Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. В воспитательно-образовательной работе широко использовать все виды фольклора. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты дагестанского характера, присущие ему нравственные ценности.

Важное значение в работе придавать обучению детей народным подвижным играм. В ходе любой игры привлекать внимание детей к их содержанию, поддерживаем эмоционально – положительное настроение, взаимоотношения детей.

Дагестан обладает литературным богатством, ведь литература – это частица нашей великой России. Литературное наследие складывалось давно в виде народных песен, мифов, пословиц, поговорок, загадок, рассказов и романов, которое создали люди, проживающие в Дагестане.

Писатели Дагестана в своих произведениях освещают исторические со-бытия, происходящие в нашем крае, описывают интересные случаи.

Опыт свидетельствует, что изучение литературы Дагестана с самого близкого детям – легенд и сказок, отличающихся особым колоритом, народных притчей, примет, песен, рассказов детских писателей нужно начинать с детского возраста. Детям дошкольного возраста интересно познакомиться с творчеством дагестанских писателей: Р. Гамзатова, Ф. Алиевой, Р. Рашидова, Н. Юсупова, Митарова и т. д.

Дагестан – песенный, в котором, как в капле воды отражена наша исто-рия, любовь народа к своей земле, к Родине.

Знания о родном Дагестане способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.

Деятельность по организации работы с родителями проводить под девизом: «Знания родителей о Дагестане – детям!»

Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. В ДОУ используются как традици-онные формы работы с родителями (законными представителями, так и нетрадиционные.

Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона. Их можно привлечь к помощи в сборе и пропаганде материалов по краеведению, к участию в создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине, к Дагестану.

С родителями необходимо педагогам проводить индивидуальные беседы, консультации, разъяснять, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. С помощью родителей можно создать мини – музей «Быт и культура Дагестана». Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений: осенины, проводы Масленицы, Навруз-Байрам, «Первый шаг малыша и т. д. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Два раза в год педагоги должны проводить мониторинг, с целью выявления уровня изменения, уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества.

Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от танцев, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его само-стоятельной игры.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей через региональный компонент «Патриотическое воспитание детей через региональный компонент» «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас.

Театрализованная деятельность в рамках дополнительной образовательной программы для разновозрастной группы 5–7 лет Актуальность программы :Направленность программы : Данная программа направлена на развитие речи дошкольника в процессе театральной деятельности,.

Национально-региональный компонент Здравствуйте, уважаемые коллеги! В своей средней группе мы изучаем национально-региональный компонент. Мы проживаем в Республике Хакасия.

Национально-региональный компонент: Конспект Тема: «Осетинские народные традиции» Тема: «Осетинские народные традиции». Старшая группа. Прог. содержание: Уточнить знания детей об осетинских традициях, праздниках. Воспитывать.

Национально-региональный компонент в работе группы Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях ФГОС ДО отведена национально- региональному компоненту. Я предлагаю приобщать.

Оформление прогулочного зимнего участка с учетом внедрения регионального компонента. Башкирский региональный компонентОформление прогулочного зимнего участка с учетом внедрения регионального компонента. Башкирский региональный компонент Оформление прогулочного зимнего участка с учетом внедрения регионального компонента. Башкирский региональный компонент. Оформление участка.

Рабочая программа. Региональный компонент. Региональные особенности Южного Урала С целью приобщения дошкольников к региональным особенностям родного края, формированием мотивационно - ценностной сферы необходимо решать.

Презентация «Региональный компонент «Давайте сохраним» Серебренников Валерий Павлович выдающийся артист, педагог, поэт и композитор, после окончания училища искусств с 1977 года начал свою деятельность.

Региональный компонент — социально значимая часть основной образовательной программы ДОУ Мир сказок, это - мир невероятных приключений и интересных иллюстраций – это то, с чем дети сталкиваются с малых лет. И хотя многие впечатления.

Региональный компонент в средней группе на 2019–2020 учебный год Образовательная область Физическое развитие Цель: Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья средствами народных подвижных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Региональный компонент в рамках образовательной программы ДОУ»
Опубликовано: 13 октября 2019 в 10:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Региональный компонент в рамках образовательной программы ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Репина (УИ 581496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД