Виктория Репина
Консультация для педагогов «Региональный компонент в рамках образовательной программы ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для педагогов
«Региональный компонент в рамках
образовательной программы»
МКДОУ
«Детский сад №6»
Подготовила
воспитатель д/с №6 Репина В. А.
Региональный компонент в рамках
образовательной программы.
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, об-ладающих высокой толерантностью».
Публикация «Консультация для педагогов „Региональный компонент в рамках образовательной программы ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.
Наш детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления и развития детей работает по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Верак-сы,М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. Также в дошкольном учреждении разработана образовательная программа, важное место в которой занимает региональный компонент (40% от общего объема программы) формируемый участниками образовательного процесса.
Необходимо создать определенную систему работы с дошкольниками по реализации регионального компонента :
- непосредственно образовательная деятельность;
- экскурсионная работа;
- музейная педагогика.
Специфика образовательной деятельности по данному направлению за-ключается в том, что она проходит не только в группе, но и в парке, на спор-тивной площадке, в библиотеке и т. д.
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента : обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.
Цель реализации задач регионального компонента :
- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
- развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной мест-ности;
- формировать интерес к культурному наследию региона;
- повышать заинтересованность всех участников образовательного про-цесса в расширении знаний по краеведению;
- готовить детей к обучению в школе.
Основные направления деятельности ДОУ:
- формирование нравственных идеалов на основе отечественных духов-ных и культурно-исторических ценностей;
- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;
- изучение национальных традиций и обычаев;
- воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
- воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;
- обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения исто-рии русского языка;
- изучение истории Дагестана во взаимосвязи с культурой и историей России;
- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов, писателей и художников;
- преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим.
Работу в детском саду по региональному компоненту проводится на трех уровнях:
1. Административно – управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.
2. Организационно – методическом – методическое сопровождение краеведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презен-тации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов.
3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя :
- отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;
- обогащение развивающей среды материалами о Дагестане (знакомство с символикой города, республики, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- диагностику изменений в его развитии.
В работе по региональному компоненту можно использовать авторскую программу Р. М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», которая детализирована разделами:
1. «Уголок России – отчий дом», содержащий знания о нашей малой родине, ее краткой истории, знакомство с геральдикой и т. д.
2. «Литературное и художественное наследие» знакомство детей детскими писателями, известными дагестанскими художниками, их произведениями.
Дети открывают для себя талантливых взрослых писателей, поэтов, ху-дожников Дагестана. Их замечательные произведения заставляют восторгаться природой в картинках, необычайно звонкими, как ручей стихами, рассказами, которые побуждают к размышлениям, формируют ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. Легенды – рождают волнение, печаль, вопросы, стремление и понимание. В них есть наставления, помогающие «почувствовать миры между мирами», чтобы дать «слово голосу, который старше, чем камни».
3. «Люблю тебя мой край родной» нацеливает на изучение флоры и фауны Дагестана.
4. «Мы дагестанцы» - знакомство с описанием обрядов и обычаев народов Дагестана, с фольклором, сказками, песнями, играми.
5. «Я и мой город Избербаш» знакомит детей с историей города, героями – защитниками, геральдикой, архитектурными памятниками прошлого и современности.
Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, преобразовании его по законам «красоты и добра», включает в себя уголки по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре. Также оформлен мини – музей «Мой Дагестан», где дети знакомятся с бытом и традициями русского народа.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное - педагог должен быть патриотом своей Родины.
В связи с этим, в детском саду были проведены следующие мероприятия для педагогов :фестиваль-«Храним обряды и традиции предков» (музыкально-литературный праздник), викторина «Знатоки региональной культуры» (педагоги закрепили знания о детских писателях, художниках Дагестана, КВН «Мир художественного творчества» (художники Дагестана, методический час «Музыкально – литературное творчество» (композиторы, писатели Дагестана).
В методическом кабинете детского сада собран фольклорный материал, портреты писателей Дагестана, произведения поэтов и писателей Дагестана, которые необходимо использовать педагогами в работе.
Необходимо пополнять материал на тему «Региональный компонент в экологическом образовании детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой, животным и растительным миром, Красную книгу Дагестана.
В своей работе педагоги реализуют деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе края, то есть предоставляют возможность выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность, привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Навруз-Байрам, День города и др., знакомят с жителями Дагестана – носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др.
Также в образовательной деятельности необходимо систематически расширять знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирует целостное восприятие народной культуры; развивает творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; воспитывает черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.
В дополнительной образовательной деятельности художественно – эстетической направленности, способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства; знакомить с элементами актерского мастерства; учить детей пересказывать дагестанские народные сказки, потешки по ролям; развивает социальные навыки общения; воспитывает чувство уверенности в себе.
Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. В воспитательно-образовательной работе широко использовать все виды фольклора. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты дагестанского характера, присущие ему нравственные ценности.
Важное значение в работе придавать обучению детей народным подвижным играм. В ходе любой игры привлекать внимание детей к их содержанию, поддерживаем эмоционально – положительное настроение, взаимоотношения детей.
Дагестан обладает литературным богатством, ведь литература – это частица нашей великой России. Литературное наследие складывалось давно в виде народных песен, мифов, пословиц, поговорок, загадок, рассказов и романов, которое создали люди, проживающие в Дагестане.
Писатели Дагестана в своих произведениях освещают исторические со-бытия, происходящие в нашем крае, описывают интересные случаи.
Опыт свидетельствует, что изучение литературы Дагестана с самого близкого детям – легенд и сказок, отличающихся особым колоритом, народных притчей, примет, песен, рассказов детских писателей нужно начинать с детского возраста. Детям дошкольного возраста интересно познакомиться с творчеством дагестанских писателей: Р. Гамзатова, Ф. Алиевой, Р. Рашидова, Н. Юсупова, Митарова и т. д.
Дагестан – песенный, в котором, как в капле воды отражена наша исто-рия, любовь народа к своей земле, к Родине.
Знания о родном Дагестане способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.
Деятельность по организации работы с родителями проводить под девизом: «Знания родителей о Дагестане – детям!»
Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. В ДОУ используются как традици-онные формы работы с родителями (законными представителями, так и нетрадиционные.
Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона. Их можно привлечь к помощи в сборе и пропаганде материалов по краеведению, к участию в создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине, к Дагестану.
С родителями необходимо педагогам проводить индивидуальные беседы, консультации, разъяснять, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. С помощью родителей можно создать мини – музей «Быт и культура Дагестана». Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений: осенины, проводы Масленицы, Навруз-Байрам, «Первый шаг малыша и т. д. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Два раза в год педагоги должны проводить мониторинг, с целью выявления уровня изменения, уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества.
Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от танцев, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.
Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его само-стоятельной игры.