Вера Юшина
Региональный компонент. Особенности планирования основной образовательной программы
▼ Скачать
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа учреждения состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками. Среди направленной образовательной программы ДОУ важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе (родная природа, культурное наследие-памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.).
Публикация «Региональный компонент, Особенности планирования основной образовательной программы» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Так как краеведение охватывает все образовательные области, то и задачи планирования должны быть представлены по всем образовательным областям : Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Для реализации этих задач необходимо использовать следующие формы работы и планировать :
- тематические ООД
-целевые прогулки к памятникам славы, по улицам города, историческим местам
-чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки, песенки, былины)
-использование аудио-видеоаппаратуры для прослушивания музыкальных произведений и музыкальных инструментов
-рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением русской природы, родного города
-встречи с интересными людьми города
-проведение фольклорных праздников и развлечений
-проектная деятельность
Региональный компонент удобнее реализовать во всех видах деятельности, например:
-игровая деятельность-планировать тематические национальные сюжетно-ролевые игры
-изобразительная деятельность-лепка, рисунок, аппликация с национальными мотивами
-познавательная деятельность-экскурсии, посещение музея, выставок народного искусства, библитеки, гончарной мастерской
-образовательная и развивающая деятельность-беседы, чтение художественной литературы, потешки, стихи
-музыкальная деятельность-разучивание народных песен, танцев, знакомство с инструментами
-физическое развитие- подвижные народные игры
Планирование содержания идет в следующих направлениях:
1. Природно-климатические особенности родного края. В этом блоке дети знакомятся с природой своего края. Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
2. Национально-культурные и исторические особенности края. Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном крае. Дети знакомятся с предметами быта, их назначением, названием, рассматривают русскую национальную одежду, обувь. Посещают достопримечательные места в городе. Знакомятся с памятниками культуры, архитектуры.
3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Дети получают сведения о современных солдатах, проходящих службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых парней служить Отечеству. Узнают о ветеранах города, об известных людях.
4. Символика края. Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом Липецкой области, родного города.
Содержание знаний о родном крае можно разделить на 3 основных блока : мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города.
Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческого направления, но и работу в творческих мастерских, участие в творческих конкурсах.
В младшем дошкольном возрасте детям трудно еще представить наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с помещений и территории детского сада, затем экскурсии по близлежащим улицам, с бесед о том, что они видели, что у каждой улицы есть свое название. Знакомить с природой родного края, животными, растениями.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа по данному направлению, обращаем внимание на красоту улиц, рассматриваем здания, в которых люди живут и работают. В средней группе планируется занятие на темы «Семья», «Детский сад» и др. Знакомят детей с трудом взрослых, с животным и растительным миром, с символикой России, города: флаг, герб.
По данным темам планируем дидактические и сюжетные игры «Семья», «Шоферы», «Строители» и т. д.
В старшем дошкольном возрасте ко всем предыдущим знаниям прибавляются первоначальные знания о прошлом нашего края, о значении старинных слов: горница, люлька, лучина, прялка, лапти и т. д. Дается представление о столице, области, достопримечательностях нашего города, края. Также знакомство с защитниками Родины, памятниками города.
Знакомят детей с профессиями людей нашего города. Дается представление о размерах области, ее природных богатствах, местных промыслах.
С детьми подготовительной группы закрепляются все знания, данные раньше. Расширяются знания об истории города, края. Сюжетно-ролевая игра может быть с таким названием «Путешествие по городу». Дидактическая игра «На какой улице расположено это здание?».
Продолжается знакомство с русским костюмом, знакомят с местами отдыха горожан, планируется экскурсии на стадион, в краеведческий музей.
Расширяются представления о растениях, животном мире, птицах. Дается представление об особенностях службы солдат в мирное время, о традициях нашего города, края. Продолжается знакомство с понятием «Красная книга природы».
При планировании регионального компонента вставлять взаимосвязь с семьей: образовательные проекты, консультации, подготовку и проведение совместных праздников, развлечений, экскурсии