МААМ-картинки

Патриотическое воспитание детей через региональный компонент

Светлана Макеева
Патриотическое воспитание детей через региональный компонент
▼ Скачать + Заказать документы

«Патриотическое воспитание детей через региональный компонент»

«Согласие между людьми, разными народами –

это самое драгоценное и сейчас самое

необходимое для человечества…»

Д. С. Лихачев

История нашей страны, нашего государства - это история многочисленных народностей, которые в условиях общего географического, социального и законодательного положения пронесли через века любовь и преданность своим национальным истокам и традициям, гордость за свое историческое происхождение. Однако сохранить оригинальность своей культуры, языка, вероисповедания, в настоящее время удалось, возможно, лишь части населения провинциальных городов, сел и деревень, чему способствовал сам уклад их жизни, а также территориальная их обособленность. В больших же городах России, а ныне, крупных мегаполисах, люди утратили самобытные черты своих национальностей, что в итоге привело к этнической разобщенности. Последнее время, все активнее развивается региональное направление, которое характеризуется подъемом национального самосознания нового уровня, когда региональный компонент, как средство пропаганды национального достояния и нравственно-патриотического воспитания молодежи активно поддерживается на государственном уровне правительственными программами и национальными проектами самых различных социально-культурно-образовательных структур. Самарская губерния, как один из значительных и обширных этнических регионов, уже на протяжении нескольких лет успешно претворяет в жизнь широкомасштабный и долговременный проект «Региональная культура», что позволяет преподавателям самых разных областей шире и активнее привлекать детей к освоению такой важной и интересной сферы культуры, приобщать к необычайно глубокому, эмоционально-содержательному звучащему миру национального искусства, обеспечивающего «живую связь времен» в контексте интеллектуально-нравственного обогащения.

Публикация «Патриотическое воспитание детей через региональный компонент» размещена в разделах

Проблема познания, понимания и ощущения себя у детей самого разного возраста в наше непростое время обретает все возрастающую актуальность. Во многом, это связано с обострением геополитической и общественно-политической ситуации и в нашей стране, и других странах мира. Понимание между нациями и поколениями частично утеряно, обнаруживается отсутствие общего языка и общих традиций, в том числе и народных, национальных. Возрождение культуры духа, признание себя и своего исторического призвания являются основными задачами воспитания молодого поколения.

Любая национальная диаспора наиболее ярко выражает себя посредством своей родной культуры: народной поэзии, изобразительно-прикладного искусства, музыкального фольклора. Именно национальная культура, с ее многовековой историей и самобытностью – является неотъемлемой частью мировой цивилизации. В народном искусстве органично сочетаются самые различные традиции. Богатейшее музыкальное наследие народов создавалось на протяжении многих веков и стало основой классических музыкальных традиций. Выразительность мелодических и метроритмических оборотов национальной музыки всегда использовалось композиторами классиками, и сейчас она является во многом фундаментом для современных композиторов, в том числе и Самарских.

Восприятие национальных мелодико-ритмических формул происходит более органично и естественно, поскольку изначально заложено в природе ребенка в виде первобытного генетического кода. Поколениями сформированные и вплетенные в орнамент песни, танца, костюма, домашнего убранства обычаи и верования несут личный, сакраментальный характер. В процессе освоения такого материала пробуждается чувство коренного, родного, самобытного. Открывая мир национальной музыки, сталкиваешься с удивительно разнообразным мелодическим языком, интересной музыкальной формой, ярко-выраженными национальными метроритмическими оборотами. В процессе работы замечаешь, что они по иному читаются детьми, по другому говорят с ними, они есть нечто живое и творческое и вместе с тем очень простое и понятное. Несомненно, положительной стороной работы с материалом национального характера является то, что разнообразный и интересный в художественном плане репертуар может стать для детей прекрасным стимулом для занятий, мотивировать, возможно, к дальнейшему обучению музыке, освоению музыкальных инструментов.

В рамках дошкольного образования возможны следующие направления педагогической деятельности: ансамблевое, хоровое исполнительство (фронтальный или групповой вид деятельности, сольное исполнительство (индивидуальная работа, возможно проектная деятельность, освоение народных инструментов (например, в рамках шумовых детских ансамблей и оркестров, ансамблей ложкарей, слушание музыки (развивающая среда, тематические занятия, детские хороводные игры, обрядовые игры (комплексные занятия). Хочется отметить, что ансамблевые формы работы оказывают благотворное влияние на детей не только в психологическом плане, но и формируют важные человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. В связи с этим, очень важно и ценно умение педагога привить необходимые навыки и желание к таким занятиям, заинтересовать, увлечь детей с помощью репертуара композиторов различных национальных школ и произведений оригинального национального наполнения: песен, танцев, напевов и т. д.

Самарская область вместила огромное количество национальностей и национальных диаспор. Ниже представлены краткие характеристики музыкального творчества основных представителей народностей нашей губернии: Татарская народность, Башкирская народность, Мордовская народность, Чувашская народность, Армянская народность, Украинская народность, Белорусская народность, Русская народность.

Татары - тюркоязычный народ, и в его искусстве органично сочетаются восточные традиции и традиции коренных народов центральной Европы. В количественном отношении татары, после русских, в Российской Федерации занимают первое место.

Традиционная татарская музыка основана на широко распространенной на Востоке пятизвучной системе - пентатонике, которая типична для китайской, вьетнамской, корейской, венгерской народной музыки. В то же время, на ней построены песни мари, чуваш, мордвы - то есть народов, исторические судьбы которых тесно переплетены с историей татарского народа. Мелодика татарской песни существенно отличается наличием высокоразвитой орнаментики, чем сближается с восточными традициями. Эта орнаментация не только придает особый колорит музыке, но является важным средством динамизации интонационного развития. Татарская традиционная музыка имеет различные стилевые и жанровые типы. Танец стал средством для выражения мыслей и чувств, волнующих человека. В танцах татарских девушек с их пластичностью и грацией, застенчивыми движениями отсутствует всякий намек на размах, раздолье или разгул. Однообразные движения мелкими шажками почти на одном месте в народном татарском танце красноречиво говорят о скромной затворнической жизни девушек-мусульманок. Ходы и основные движения татарского мужского танца: переменный ход, прямой ход с притопом "Гади адым" прямой бег "Гади габу", верёвочка, гармошка, ёлочка, "Почмак" (прыжок с хлопком над головой, мелкая дробь, двойная дробь, вращение и присядка характеризуют основные стороны жизни мужчин. Танец сопровождался инструментами татарского музыкального фольклора: гармонь, курай (типа флейты, кубыз (скрипка, сурнай (восточный музыкальный инструмент).

В современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, и это объясняется, прежде всего, органическим использованием рисунка старинного танца. Такими танцами являются «Новая восьмерка», «Круговой танец», «Звездочка» и многие другие. Это все массовые танцы. По стилю они напоминают русские кадрили. Ряд танцев сопровождаются трехголосным женским хором. Знакомство с татарской музыкой, несомненно, позволит учащимся лучше понять духовную культуру народа со столь богатой исторической судьбой.

Татарская пентатоника стала синонимом стиля татарской музыки. Свободная от широких интервальных скачков, она пленяет прелестной орнаментикой, придающей мелодии особую пластичность и гибкость. Татары до сих пор свято хранят свои национальные семейные устои. Их праздники отличаются особым размахом и верностью обрядовым традициям. Самый почитаемый до сих пор национальный праздник «Сабантуй».

Башкирское народное музыкальное творчество богато и разнообразно как по содержанию, так и в жанровом отношении. В Башкирском искусстве много обрядовых, бытовых танцев: "Кapfатуй" ("Воронья свадьба", "Kарfа буткаhы" ("Воронья каша", массовая хороводная пляска "Тунэрэк бейеy", бытующие во всех регионах республики.

Плясками, песнями, игрой на кубызе и курае сопровождались семейные праздники, различные торжества, совместная работа. Народ веселился на народных празднествах йыйын (майзан, семейных событиях: показ гостя, свадьба, рождение ребенка, проводы и встреча невесты - все это сопровождалось плясками, музыкой, игрой. Кроме обычных массовых танцев башкирская хореография имеет специфический женский и мужской танец, связанный с жизнью и бытом, с трудовыми процессами. Мужчины пели и плясали по окончании таких совместных работ, как строительство дома, уборка урожая, сенокос и др. Танцы, в которых участвовали только женщины, проходили там, где их никто не видел. В летнее время - это вершины холмов и гор, зимой девушки приглашались в один из домов аула, где не было родителей, и исполняли сольные танцы, показывая каждая свое мастерство. Женщина могла пройти в танце один-два круга, долго танцевать считалось неприличным. Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент, выполняемой в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте - в мужских танцах; прядение, приготовление пищи (айрана, кумыса, тукмаса) - в женских танцах. В танцах находит художественное воплощение характер башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.

Женские танцы исполнялись скромно. Башкирская женщина танцует, прикрывая лицо платком. Она не смеет открыто взглянуть на зрителя, ее взгляд обращен вниз. Улыбка, радость, даже легкие прыжки запрещались. Танец исполнялся медленным и легким шагом. Большое значение в женском танце придавалось движениям рук, плеч. Руки как бы выполняют женскую работу: прядут, сбивают масло, приготавливают кумыс, айран, обрабатывают шерсть. Характерным для женских танцев является "засучивание рукавов". Женские танцы обычно были непродолжительными, состояли из трех-шести фигур и подразделялись на сольные, трио и коллективные. В девичьих танцах обязательно присутствуют движения плечами и щелчки пальцами. Женские танцы исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, под стук подноса, ведра, под голосовое сопровождение - такмак. Широко популярны девичьи танцы "Муглифа", "Зарифа", "Гульназира" (имена девушек) - в юго-восточном Башкортостане; "Зайнабем", "Эпипэ", "Карабай" - на северо-востоке. Собираясь на девичьи игры и пляски, девушки тщательно наряжались - волосы смазывали сливочным маслом, вплетали в косы сулпы - серебряные подвески и украшения из монет, лицо отбеливали пудрой – кершэн, щеки румянили в форме кругов, с родинками в центре, брови красили только черной краской, глаза обводили сурьмой. Женские танцы имеют одинаковую композиционную форму, построенную на зигзагообразных линиях: "Треножник", "Три угла". Для всех хороводных танцев общим является наличие обязательного замкнутого танцевального круга, когда танцующие или берутся за руки, или кладут руки на плечи друг друга, или, взявшись за локти, быстро кружатся, делая энергичные дробные движения.

Мордовская народность представлена как вокальной, так и инструментальной музыкой. Древнейшие жанры народных песен – земледельческие (колядки, веснянки) и семейно-обрядовые, характеризуются узкообъемной мелодикой, часто унисонной формой совместного пения. Наряду с лирическими и эпическими песнями распространены также частушки, плясовые и хороводные песни. Мордовской музыке в целом присущи распевность, вариационное развитие, ладовая и метрическая переменность, черты полифонического склада, ангемитонные лады, преимущественно трех, четырех и пяти звуковые, в объеме от большой терции до малой септимы. Немалое влияние на становление профессиональной мордовской музыки оказали русские музыканты, что объясняется близким соседством.

Одним из основоположников мордовской композиторской профессиональной школы считается Леонтий Петрович Кирюков. Он, помимо написания опер, драматических спектаклей, хоровых произведений, внес большой вклад в область инструментальной музыки. Каждая пьеса – это картинка из жизни его народа. Талант композитора проявился здесь в удивительном умении сочетать народность с чисто классическими нормами композиторского письма. Его музыка наделена необыкновенной свежестью национальных красок и являет собой высокие образцы фортепианного искусства.

Само слово, от которого произошло название Чувашского народа, с большинства языков переводится как "миролюбивый", "спокойный", "скромный". Такое значение абсолютно соответствует характеру и ментальности этого народа. По их философии, все люди, как птицы, сидят по разным веткам большого дерева жизни, каждый другому – родственник. Это очень мирные и добрые люди. Потому и искусство этого народа направлено на созидание и красоту. Красота языка, песен, костюма и вышивки в частности, создает интересную гармонию в чувашской системе ценностей.

Воспитание юного поколения строилось на последовательном и систематическом восприятии ребенком гармонии и красоты окружающего мира. Старцы, беседуя с детьми, нередко говорили пословицами и поговорками. Например, пословицы о вежливости и об уважительном отношении к старшим: «Ватта курсан, змлмке ил» - увидишь старого, сними шапку, «Ват зынна хирмз ан кала» - не перечь старому человеку, «Хгвна ан мухта - сана зынсем мухтаччгр» - сам себя не хвали, пусть тебя люди похвалят, «Алгк патмнче выргн пур чухне тмпеле кайса лармаззм» - когда есть место у дверей, не садятся на передние скамьи.

Эстетическому воспитанию способствовали сам быт чуваш и предметы быта домашнего обихода: резные украшения изб, резная деревянная посуда, вышитые узорами полотенца и ткани, скатерти и покрывал и т. д. Подростки принимали участие в изготовлении различных украшений для дома, девочки учились вышивать, изучали и переснимали орнаменты. Красоту чувашский народ ценил в предметах обихода, в песне, в танце, в действии, нарочито красивых слов о ней в действительности было мало, красоту должно было понимать и чувствовать. Ведущий чувашский этнопедагог Г. Н. Волков, характеризуя чувашские традиции, подчеркивал: «В народном творчестве суждений о красоте почти нет. Народ пел красивые песни, создавал красивые орудия труда и одежду, прекрасны были народные праздники».

Ценность Чувашского фольклора в его правдивости и глубине содержания, в выразительности форм. В центре внимания песен - человек во всем богатстве его лучших нравственных качеств, олицетворяющий идеал народа.

В Чувашской народной песне выражены такие человеческие чувства и эмоции, сопереживание которых морально возвышает и обогащает личность. Песни исполнялись не только в праздники, но и в процессе трудовой деятельности. Тема трудолюбия, дружбы, доброты, честности, целомудрия звучат во многих народных песнях. Начало и завершение трудового обряда обставлялись торжественно, с художественным оформлением одежды, с песнями, танцами и драматургическим действом. Зазывные песни «Нимене» звучали в исполнении как взрослых, так и детей. Существует много молодежных песен: хороводные «Вайг юррисем», посиделочные «Улах юррисем», «сурхури», «хмр сгри юррисем», свадебные: «Туй юрри», «Салма юрри», «Змнм хгта юрри».

Особое место занимают в Чувашском фольклоре детские песни, сроднившиеся с веселыми играми и хороводами. Это своеобразные игры-состязания с танцевальными движениями и импровизацией, так характерной для народного искусства. В национальных играх много песен и потешек, веселых считалок и жеребьевок. В них объединились: слово, музыка, действие.

Танец также был составляющей праздничного действия. Коллективная театрализация, игра, состязательность показывали личные качества участников через систему взаимоотношений. Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня, народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды. Народные музыкальные традиции старательно передаются из поколения в поколение. Русский музыкант и этнограф В. А. Мошков в своих трудах о народах Поволжья писал, что Чуваши, как ему кажется, один из самых музыкальных народов.

Армянская музыка в большинстве своем с элементами многоголосия и завораживает обширной системой диатонических ладов (лады неоктавные, с серединным положением тоники, с наличием на разных ступенях побочной опоры, применением различных альтераций, богатейшей и разнообразнейшей ритмикой. Все формы, от простых крестьянских песен до тагов, тараканов или гусанских мелодий, основаны на широком использовании различных приемов мотивно-тематического развития.

История Армянской музыки насчитывает свыше трех тысячелетий. Образование ее основ происходило параллельно с формированием национального языка (с 12 в. до н. э.). Коренная основополагающая ветвь армянской музыки - крестьянская и трудовая песня, включающие в себя многообразие жанров. Мелодия развернута, речитативна, эпична и лирична по состоянию. «Ноктюрн» - интерпретация армянской народной любовной песни, разнообразной по содержанию и богатой выразительными средствами, приближающими ее к романсу. В поэтических текстах любовных песен зачастую одухотворяются образы родной природы.

В Украинской народной музыке песенное творчество занимает ведущее место и обнаруживает тесные взаимосвязи с народной музыкой русских, западных и южных славян. Песни занимали центральное место в жизни и быту славянских народов: календарно-обрядовые (колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние, семейно-обрядовые (свадебные, крестинные, колыбельные, причитания). Широко представлены хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни. Лирические песни подразделяются на множество жанрово-тематических групп: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, песни крестьянской вольницы. Старинные народные песни в своей основе одноголосны. Они отличаются сжатым мелодическим диапазоном, развитой орнаментикой, гибкостью ритмики, богатством и разнообразием исполнительских приёмов. Песни в быту исполнялись без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Значительную роль в традиционном быту деревни издавна играла и инструментальная музыка, которая отличается богатством жанров и разнообразием музыкальных инструментов. В народной практике, в разные периоды, получили распространение: жалейка, дудки, рог, труба, окарина, скрипка, басетля, лира, цимбалы, гармоник, бубен, барабан и другие. Песня представляет интерес еще и тем, что явилась общим ассимилятором для славянских народов. Наличие точек соприкосновения в культурах белорусов, украинцев, русских обнаруживается в интересном явлении совместного заимствования и распространения песни. В результате такого воздействия этих тенденций, песни получали новое прочтение, обогащая культуру новыми стилистическими вариантами.

Песенное творчество занимает ведущее место и в Белорусской народной музыке и обнаруживает тесные взаимосвязи с народной музыкой русских, украинцев, западных и южных славян. Среди старинных песен центральное место занимают песни календарно-обрядовые (колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние) и семейно-обрядовые (свадебные, крестинные, колыбельные, причитания). Широко представлены хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни. Лирические песни подразделяются на множество жанрово-тематических групп: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, песни крестьянской вольницы.

Старинные народные песни в своей основе одноголосны. Они отличаются сжатым мелодическим диапазоном, развитой орнаментикой, гибкостью ритмики, богатством и разнообразием исполнительских приёмов. Многоголосие в белорусской народной песне интенсивно развивается с последней трети 19 в. Распространено пение с "подводкой" — верхним солирующим голосом, контрапунктирующим основному напеву в нижнем голосе. Определённое влияние на мелодику белорусских народных песен оказала русская революционная рабочая песня начала двадцатого века. При Советской власти появились новые народные песни, развивающие и обновляющие традиции и черпающие своё содержание из современной жизни. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Значительную роль в традиционном быту белорусской деревни издавна играла и инструментальная музыка, которая отличается богатством жанров и разнообразием музыкальных инструментов. В народной практике в разные периоды получили распространение: жалейка, дуда, дудки, рог, труба, окарина, скрипка, басетля, лира, цимбалы, гармоник, бубен, барабан и другие.

Русская музыкальная культура за свою многовековую историю, как никакая другая, вобрала в себя множество национальных культур. Музыкальные традиции русского народа формировались соотносительно изменений условий общественной жизни, религиозного мировоззрения, политической обстановки. Исконно русское национальное начало музыкального фольклора слышится в особенностях его интонационного строя и в отражении интонаций русского народного песнетворчества, уходящего в глубь веков. Сложные ладовые структуры, гибкий метро-ритмический рисунок, сложное полифоническое развитие составляют основу русского мелоса. История развития Русской народной музыки берет начало с языческих времен, следы которых сохранились в календарно-обрядовых и семейно-обрядовых песнях. Боевые, исторические и лирические песни распространились в XVI - XVII веках. Особую роль съиграли скоморохи, которые были носителями фольклорных традиций и профессиональными музыкантами на Руси.

В заключении, хочется отметить, что такого рода методическая деятельность становится важным этапом в подборе репертуара для детей как дошкольного, так и школьного возраста, а патриотическое воспитание, к которому несомненно относится и региональный компонент образовательной деятельности, было, остается и всегда будет одной из наиболее важных сторон развития юных воспитанников.

Удачи в ваших творческих начинаниях!

Светлана Макеева

Публикации по теме:

Презентация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Актуальность: В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»Опыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры» Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Проведение систематических.

Национально-региональный компонент Здравствуйте, уважаемые коллеги! В своей средней группе мы изучаем национально-региональный компонент. Мы проживаем в Республике Хакасия.

Национально-региональный компонент в работе группы Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях ФГОС ДО отведена национально- региональному компоненту. Я предлагаю приобщать.

Нравственно — патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку. «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «С чего начинается Родина» Актуальность проекта: Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности (из опыта работы) В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяем нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом» (средняя группа) Постановка проблемы и ее актуальность Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольной образовательной.

Презентация «Региональный компонент «Давайте сохраним» Серебренников Валерий Павлович выдающийся артист, педагог, поэт и композитор, после окончания училища искусств с 1977 года начал свою деятельность.

Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей через региональный компонент
Опубликовано: 27 августа 2019 в 22:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание детей через региональный компонент» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Макеева (УИ 1630919) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД