Татьяна Шверт
Теоретический семинар «Региональный компонент в образовательной программе ДОУ в рамках ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» Волчихинского района Алтайского края
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Тема: «Региональный компонент в образовательной программе ДОУ в рамках ФГОС»
Воспитатель: Т. В. Шверт
с. Волчиха 2016 г.
1слайд «Региональный компонент в образовательной программе ДОУ в рамках ФГОС»
Что представляет собой региональный компонент?
Публикация «Теоретический семинар „Региональный компонент в образовательной программе ДОУ в рамках ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Будем мыслить вместе логически. Для этого разберемся, что такое региональный компонент в процессе ООД – организованной образовательной деятельности.
Итак, современные образовательные программы обязательно включают региональный компонент в процесс обучения, развития и воспитания для реализации принципа целостности и интеграции дошкольного образования с учетом этнокультурных, климатических, географических, исторических особенностей конкретного региона. А реализуется этот компонент через разнообразную деятельность детей в ДОУ.
2слайд Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
3слайд В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на:
-усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: -формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.
4слайд Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5слайд Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города.
Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями Алтайского края; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых людей; - формировать знания о живой и неживой природе края;
6слайд Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:
Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
7слайд Рассмотрим виды деятельности, через которые реализуется региональный компонент :
• Игровая деятельность – национальные сюжетно-ролевые игры;
• Изобразительная деятельность – лепка, рисунок, аппликация с национальными мотивами и вступительными беседами соответствующей тематики;
• Физическая культура – подвижные народные игры;
• Специальные мероприятия: праздники, утренники, гулянья с национальным уклоном;
• Познавательная деятельность: экскурсии, посещение музея, выставок народного искусства;
• Образовательная и развивающая деятельность – беседы, чтение художественной литературы на тему истории, культуры, языка региона, пальчиковые народные игры, потешки, стихи;
• Музыкальные занятия – разучивание народных песен, танцев, знакомство с этноинструментами.
Из этого следует, что региональный компонент не осуществляется как обособленный вид совместной деятельности воспитателя и дошкольников, а как постоянный элемент образовательного процесса.
8слайд Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
9слайд Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования. Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности края, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
10слайд Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума. Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, и т. п.)
11слайд Интеграция регионального компонента.
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к праздникам: Рождество, Новый год, Масленица и др.
12слайд Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
13слайд Комплексно-тематическое планирование может включать следующие блоки: 1. ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ 2. МИР РАСТЕНИЙ 3. МИР ЖИВОТНЫХ 4. ЗНАКОМСТВО С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ 5. КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ 6. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА
14слайд Вывод: реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО : - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.