Екатерина Валериевна Николаева
Консультация «Формирование основ культуры здоровья как компонент воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация "Формирование основ культуры здоровья как компонент воспитания"
Проблема формирования у детей представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне и отражается в нормативно- правовых документах: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (17 октября 2013 г. № 1155); а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Публикация «Консультация „Формирование основ культуры здоровья как компонент воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание культуры здоровья
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.
Под культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов:
-осознание отношения к своему здоровью и жизни;
-знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его;
-задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, одной стороны, и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой.
Таким образом, процесс приобщения дошкольников к культуре здоровья можно представить в следующей последовательности:
ФОРМИРОВАНИЕ «ОБРАЗА ЗДОРОВЬЯ» + ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ НАЧАЛЬНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Формированию культуры здоровья необходимо уделять внимание с раннего возраста, формируя осознанное отношение к своему здоровью через «образы здоровья» на доступном для овладения детьми этого возраста материале и практические навыки по уходу за своим организмом как основы начальной здоровьесберегающей компетентности.
Показатель культуры здоровья ребенка раннего и дошкольного возраста - это готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, одной стороны, и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой.
Культура здоровья детей раннего и дошкольного возраста - это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат прежде всего воспитания.
И, конечно, детскому саду, проводятся следующие направления деятельности по формированию культуры здоровья у дошкольников
1. Формирование представлений о здоровом образе жизни (знания и представления об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку, изучение своего организма, основные компоненты здоровья (с особым вниманием к питанию, личная гигиена, особенности здорового и больного человека, теория и практика физической культуры и спорта и техника собственной безопасности.
2. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков (навыки, укрепляющие их здоровье: мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее).
3. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. (Довольно высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, которые могут привести к тяжёлым увечьям, а иногда и гибели детей, требует от самих детей строгого соблюдения основных правил предупреждения травм и основных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях)
4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5. Развитие представлений о строении собственного тела. (Знакомя ребенка с телом человека, воспитатель должен научить детей не только различать и правильно называть его части, но и научить заботиться о своём теле. Например, следить за чистотой и длиной ногтей, за чистотой кожи тела, особенно лица и рук, ухаживать за волосами. Особое внимание уделяется туалету носа. Детей приучают выполнять туалет носа перед сном, перед выходом на прогулку и после нее, обучают пользованию носовым платком)
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма. (какая еда полезная, а какая вредная)
7. Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояния и ощущения.
Некоторые из этих направлений желательно сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически (например, привитие стойких культурно-гигиенических навыков и обучение уходу за своим телом).
Задача взрослых сформировать представления о здоровом образе жизни, сделать так, чтобы ребенок САМ захотел выполнять все эти процедуры.
Содержание педагогической работы по формированию культуры здоровья у детей состоит из 3-х направлений (программа Вераксы):
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
• Воспитание культурно-гигиенических навыков.
• Формирование начальных представлений о здоровом образе
Более подробно рассмотрим важное направление детского сада «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка».
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических
навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно
важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя
этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а
приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое
развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть
периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических
качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и
дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-
гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других
функций и качеств.
Более подробно остановимся на содержании педагогической работы по формированию культурно-гигиенических навыков по возрастам.
Воспитание гигиенических навыков начинается очень рано. Уже в 3—4 месяца при соответствующей работе могут появиться первые навыки опрятности. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с «Программой». Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застегивать пуговицы, постарше — более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным).
Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому его формирования может длиться не один, а несколько лет жизни ребенка.
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).
Важной задачей в работе с детьми группы раннего возраста детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни – стремление к самостоятельности.
Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять.
Необходимо учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок.
Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.
В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них – формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, т. е. в коллективе. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым.
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице.
Малышей в возрасте 3 лет можно знакомить с различными частями тела и органами чувств. Основная оздоровительная задача в данном возрасте – это привитие навыков гигиены: умываться, чистить зубки, причесываться, одеваться в соответствие с погодой.
Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.
Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.
В среднем дошкольном возрасте дети уже знакомятся с функциональным назначением своих органов тела и чувств, им можно рассказать, как их защитить от повреждения. Чтобы руки не замерзли, надеваются варежки, а чтобы глазки не уставали – нужно делать гимнастику. Дети обучаются технике безопасного поведения дома и на прогулке, что предотвращает травматизм и простуды ребенка.
Воспитателю необходимо продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей. В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.
В старшем дошкольном возрасте уже возможно ознакомление с биологическими системами организма, его функциями, проведение профилактики вредных привычек.
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.
Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места, опрятно убирать постель.
Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду.
В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране – более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах становятся более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного поведения – более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению.
Воспитывать привычку: быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.
У детей старшего дошкольного возраста круг интересов в отличии от детей раннего и младшего возраста значительно расширяется, внимание их привлекают многие природные, общественные явления. Одеваясь, умываясь, ребенок теперь значительно меньше задумывается над тем, как он это делает, и, если сложившиеся привычки не соответствуют требованиям гигиены, переучивать ребенка довольно трудно.
Выводы:
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.
Формируется волевые качества – чтобы получить качественный результат необходимо приложить волевые усилия. Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается.
Культурно-гигиенические навыки создают условия для формирования эстетического вкуса (дети приглядываются к себе, сравнивают насколько изменились, красиво оделись.
Развиваются нравственные качества – сначала совместно с взрослым выполняет действия, а затем получает удовольствие от самостоятельного выполнения и радуется этому.