Елена Гузикова
Консультация на тему «Возможности пескотерапии для развития ребёнка».
▼ Скачать + Заказать документы
Всем людям с детства хорошо знаком песок, и кажется абсолютно простым и понятным.
Однако, на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут подолгу возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму, в то же время он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие простор для творчества и фантазии, как оказалось можно использовать в терапевтических целях.
Публикация «Консультация на тему „Возможности пескотерапии для развития ребёнка“,» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Песочная терапия-это по своей сути игра, в которой у ребёнка появляется возможность самовыражения. Чтобы раскрыться, ребёнку необходимо совсем немного: песок, вода, несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов. Они способны ребёнку помочь раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые детям порой бывает очень трудно передать при помощи слов.
Принцип «Терапии песком» был предложен ещё психологом Карлом Гюстовом Юнгом, а создателем «Песочной терапии» стала его ученица, швейцарка Дора Калф, в онове данной терапии лежит учение о том, что наше подсознание всегда стремится помочь нам справиться с проблемами и болезнями, используя при этом подсказки-символы.
Сегодня песочную терапию используют в своей практике многие психологи, психотерапевты, логопеды, воспитатели коррекционных групп, помогая тем самым расшифровать подсказки нашего подсознания.
М. Грабенко и Д. Зинкевич-Евстигнеева написали книгу «Чудеса на песке», где ими была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Авторы предлагают основные принципы игр на песке :
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями различных сюжетов.
Так что же нужно для игры в песок?
1)Водонепроницаемый деревянный ящик размером 50х70х8 см. - для индивидуальной игры или для 3-4 чел. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. По бокам он может быть снабжён ручками для переноса. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик большего размера 100х140х8 см.
Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашивается в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.
2).чистый просеянный песок (можно прокалить в духовом шкафу,он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом,песок задаёт символическую «линию горизонта».
3). «коллекция миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 см. В набор игрушек могут войти:
-человеческие персонажи,
-здания: дома, школы, церкви, замки,
-животные: домашние, дикие, доисторическеие, морские и пр.
-машины: сухопутные, водные, космические, боевые.
-растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
-постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота.
-естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости,
-символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
-сказочные герои: злые и добрые,
-религиозные предметы и сувениры,
-живая зелень и пр.
-домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.
-пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники и др.)
Словом, всё ,что встречается в окружающем мире.
Весь данный материал хранится в прозрачных коробочках и должен быть доступен детям. Если для занятия не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Авторы предлагают несколько видов игр: обучающие (они облегчают процесс обучения ребёнка чтению, письму, счёту и грамоте, познавательные (с их помощью дети узнают о том, как многогранен наш мир, познакомятся с историей своего города. историческими героями и событиями, проективные игры (ребёнок откроет свои потенциальные возможности, раскроет свою фантазию, научится сочинять, разыгрывать, придумывать,
Пескотерапия даёт большой воспитательный и образовательный эффект, во-первых, усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта. В-третьих, в играх с песком более гармонично и интересно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, мышление, а главное, речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.