Эльфия Улисова
Консультация на тему: «Вопросы и их роль в умственном развитии ребёнка на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Публикация «Консультация на тему: „Вопросы и их роль в умственном развитии ребёнка на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Особо отметим влияние музыки в развитии творческой деятельности детей. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира, к активному мышлению. Дошкольное детство – пора наибольшего оптимального приобщения ребят к миру прекрасного. Важно не только понимать и любить музыку, научить выразительно и стройно петь в хоре, ритмично двигаться и играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применять полученные знания и свой музыкальный опыт в повседневной жизни. Необходимо направлять их поиск, помогать словесно, не навязывая своих движений. Важно поддерживать их творческие фантазии, чтобы не разрушать веру ребёнка в себя. Развитие творчества требует дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жёстких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жёстких стандартных рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жёсткая предметность. Развитие ребёнка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная и т. д. Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях.
Направление «Художественное – эстетическое развитие» включает в себя образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», содержание которых направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Тема моей консультации «Вопросы и их роль в умственном развитии ребёнка» может быть наиболее полно раскрыта в таком виде музыкальной деятельности как слушание музыки. Этот вид музыкальной деятельности обеспечивает следующие аспекты развития : эмоциональную сферу, социализацию, мышление, память, внимание, воображение, интерес к окружающему миру, исполнительские умения и творчество в художественных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Одним из основных принципов организации этой работы является принцип субъективного взаимодействия, который означает достаточную свободу реакций и высказываний воспитанников в ходе слушания, обмен взаимными оценками и суждениями между взрослыми и детьми по музыкальному произведению. В ходе такого взаимодействия ребёнок может выбирать все виды художественной деятельности, в которых нашло бы воплощение всё услышанное в музыке : рассказать о своём впечатлении, показать услышанное через танцевальные движения, нарисовать рисунок на услышанную музыку и т. д.
Выделим следующие этапы слушания музыки :
1. Встреча с музыкой. Первичное слушание музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него, привлечение внимания детей к музыке через интригу, загадку, стихотворение, игру со звуком рассказ и т. д.
2. Время вопросов. После повторного слушания начинается анализ впечатлений, которые ребёнок получил, и используемых средств музыкальной выразительности. Нужно пробудить фантазию ребёнка, активизировать его воображение, обратить внимание, с какими событиями в его жизни ассоциируется эмоциональное переживание музыки, сосредоточиться на характере образа, музыкальном содержании, повествовании и сюжете.
3. Закрепление представлений о прослушанном в музыкальном опыте ребёнка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нём. На этом этапе целесообразно использовать дидактические игры, задавать вопросы о прослушанном произведении в виде викторины, загадки и т. д.
4. Создание условий для выражения ребёнком результатов музыкального восприятия в деятельности – игровой, двигательной, художественной, речевой. Предложить, например, детям составить рассказ о том, что произошло в музыке, или нарисовать музыкальный образ, или создать двигательную импровизацию под музыку, или сочинить сюжет для игры.
Каждый этап должен оснащаться новыми педагогическими приёмами, отличаться разнообразием этих приёмов с учётом музыкального опыта ребёнка и его индивидуальными особенностями.
Хочется верить, что зёрнышки творчества, заложенные в дошкольном детстве, прорастут и дадут свои положительные результаты, ведь главная наша задача – воспитать людей ищущих, неравнодушных, коммуникабельных, способных к преобразовательской деятельности.
Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ №40/2 «Радость» Улисова Э. Б., г. Новочебоксарск.