Ирина Ляховицкая
Возможности музыкальных занятий с дошкольниками в условиях групп развития
▼ Скачать + Заказать документы
настоящее время не все дошкольники в силу ряда причин могут посещать детские сады. Поэтому возможности их систематического общего развития ограничены. В известной степени эта проблема решается через создание специальных групп развития. Их целью является подготовка детей к возможности устанавливать полноценные социальные отношения в окружающем мире. Форма развития дошкольников - малые группы из 10- 12 человек, позволяющие педагогу осуществить индивидуальный подход каждому ребенку и постоянное наблюдение за развитием их задатков и способностей.
Публикация «Возможности музыкальных занятий с дошкольниками в условиях групп развития» размещена в разделах
В ряду предметов, направленных на общее развитие участников групп, немаловажное место отводится музыке. Описанные условия позволяют педагогу наиболее целесообразно организовать деятельность детей. Возникает возможность регулирования взаимоотношений между дошкольниками путем соответствующей организации их музыкальной деятельности.
Нашей целью явился поиск подходов, позитивно влияющих на становление межличностных отношений дошкольников в малых группах. В связи с этим был определен рад задач: учесть взаимоотношения детей при определении содержания и организации их музыкальной деятельности; отобрать музыкальные задания, способствующие преодолению препятствий в общении; проанализировать особенности влияния наших педагогических воздействий на музыкальное развитие и общение детей. Работа проводилась в группах развития 5 - 6-летних детей.
На начальном этапе мы обнаружили, что у многих детей имеются значительные затруднения в установлении контакта со своими сверстниками. Часть детей отличается исключительно яркой общительностью. С безудержной активностью включаясь в процесс музыкальной деятельности, такие дети способны подавить инициативу своих товарищей по группе. Более замкнутые дети, напротив, с трудом находят контакт, проявляя скованность или пассивность, затрудняются порой даже в самых простых формах общения. В условиях малых групп у нас появилась возможность достаточно гибко регулировать общение детей между собой и позитивно влиять на него.
Мы включили в процесс музыкального развития данного контингента дошкольников целый ряд заданий, методов и приемов, позволяющих позитивно влиять на их общение между собой. Хорошие результаты принесли групповые формы деятельности, в которых было предусмотрено совместное продвижение к определенному творческому результату. Одной из таких форм была театрализация, инсценировка, где общение с партнером требуется по роли, а результатом является спектакль или сценка. Полезным оказалось объединение детей в небольшие группы, состоящие из более общительных и более замкнутых детей. Оказалось, что при вовлечении детей в совместную му зыкально-творческую деятельность воздействия общевоспитательного характера приобретают более высокую эффективность.
По ходу работы нами прослеживалась динамика развития коммуникативных качеств и музыкальных способностей детей. При первоначальной проверке выявилось разнообразие как в каждом из этих аспектов, так и в их сочетаниях. По ходу работы мы обнаружили следующее: общительные дети показывали явный рост в музыкальном развитии независимо от уровня природной музыкальной одаренности. Сложнее обстояло дело с замкнутыми детьми и, в особенности, слабо одаренными в музыкальном отношении. Затруднения в общении и низкая активность в совместной деятельности тормозили и их музыкальное развитие. Преодоление этих затруднений требовало особых усилий педагога. Было отмечено, что становление коммуникативных качеств происходило неравномерно, порою скачкообразно - от полной замкнутости к яркой общительности, причем толчком для этого мог послужить любой, порой самый мелкий повод. В результате преодоления замкнутости ребенок включался в совместную деятельность, что давало ему возможности и для успешного музыкально-творческого развития.
Изложенное позволяет заключить, что в условиях групп развития музыкальные занятия имеют большие резервы для становления и развития коммуникативных качеств дошкольников.