Нарайкина Ольга
Консультация на тему «Среда жизнедеятельности ребенка как источник воспитания»
Человек развивается в определенной средовой обстановке. Среда — это своего рода фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды имеет свои социально-педагогические возможности — это семья; квартира, убранство квартиры; место расположения квартиры, дома, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимодействует ребенок, окружающие его, представляющие своего рода пример старшего или сверстника, и многое другое. Социальная педагогика изучает факторы среды, влияющие на социальное формирование личности, и исследует возможности целесообразного использования их, профилактирования их негативного влияния.
Публикация «Консультация на тему „Среда жизнедеятельности ребенка как источник воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Темочки
Целенаправленная деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка. Она может иметь и (или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что все дети вырастают, вырастут и их, в большей степени предпочитают стихийное воспитание. По данным специальных исследований, должна иметь место и целенаправленность в воспитании. Например, для стимулирования развития речи у детей родителям рекомендуется (Г. Крайг) :
• показывать и передвигать привлекательные, ярко окрашенные предметы;
• размещать интересующие малыша предметы поблизости от него, чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше;
• разговаривать с ребенком, называть его по имени;
• обеспечить ребенка достаточным количеством предметов для хватания и манипулирования ими;
• начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;
• организовать безопасное место для исследовательско-ориентировочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекательных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать и т. д. ;
•.проговаривать свои действия («Я кладу мяч за спину, попробуй достать его»);
• пытаться постепенно усложнять игры «найди спрятанное»;
• играть с куклами и др. ;
• имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию;
• объяснять происходящее («Мяч закатился под стол, потому что ты ударил по нему»);
• играть с ребенком во время купания, используя различные плавающие игрушки, в которые можно наливать воду, сжимать их и т. д. ;
• ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому;
• обеспечивать ребенка игрушками для его символических игр.
Основной задачей социально-педагогической деятельности взрослых по отношению к детям выступает обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия с ними и стимулирование развития их активности, инициативы, самодеятельности.
Личные усилия самого ребенка; проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности. Источником развития ребенка выступает его природная активность. В зависимости от возраста она может проявляться в общении, деятельности, отношениях.
Особое место в формировании социокультурного мира ребенка принадлежит игре, которая является основной формой жизнедеятельности. Детские игры представляют собой один из видов социальной деятельности детского организма, средство развития ребенка как личности и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане, в детских играх интегративно заложены в доступной форме социальные нормы и требования, национальный характер народа. Они отражают многовековой опыт проявления и развития душевных и физических сил ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой он родился. Национальные игры помогают формировать у ребенка то особое, что характерно для его народа, тип личности с особенностями национальной ментальности.
Семейные игры обусловлены национальными и семейными традициями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят копировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослужащих и пр. С помощью игр можно решать определенные социально-педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего социокультурного мира ребенка.
Ребенок, подражая другим, в играх овладевает опытом деятельности, и в душе его возникает потребность анализа. Источником его является естественная любознательность ребенка, которая проявляется в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить и т. д., что способствует познанию им окружающего мира на уровне обыденного сознания, в том числе и в сфере общественных отношений. Сначала этот анализ выражается примитивно (например, когда ребенку нравится какая-нибудь игрушка, он долго играет с ней, а затем чувствует неудержимое влечение познакомиться с ее внутренним устройством, разбирает ее).
Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие накоплению житейского опыта. С их помощью дети осваивают счет, первые правила строения, черчения, пения, состязания и т. д. Это те игры, которые еще со времен Платона рекомендуются для выявления наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада характера. Через них педагоги стараются направлять развитие умственных способностей ребенка, развивая у него склонность к определенным видам деятельности.