Евгения домникова
Консультация «Ролевая игра в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ролевая игра охватывает все стороны развития детей, возникая на грани раннего детства и дошкольного возраста. На втором году жизни деятельность ребёнка ещё не отделяется от деятельности воспитывающих его взрослых, всё делается совместно с взрослыми, с их помощью. Поэтому взрослый является центром всякой ситуации, в которой действует ребёнок, ещё не отделяющий своих действий от действий взрослого.
Публикация «Консультация „Ролевая игра в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
На третьем году жизни, по мере того как ребёнок постепенно овладевает умением употреблять предметы, действовать с ними развивается самостоятельная деятельность. Бурное развитие самостоятельной деятельности приводит к возникновению новых отношений между ребёнком и взрослым, новому типу деятельности.
В отличие от раннего детства теперь это стремление не только к взрослому, с которым ребёнок был связан общей жизнью и деятельностью, но и к взрослым вообще и к осуществляемой ими деятельности с предметами.
Противоречие между тенденцией к самостоятельной деятельности, к некоторой независимости от взрослых и стремлением к общей с взрослыми жизни разрешается в возникновении ролевой игры.
Ролевая игра – это с одной стороны, самостоятельная деятельность ребёнка, осуществляемая без непосредственного участия взрослых, а с другой – это деятельность, общая с взрослыми, та же, какую осуществляют взрослые. Деятельность взрослых отражается в содержании игры, в воспроизводимых ребёнком действиях взрослых с предметами и отношениях друг с другом. В ролевой игре реализуется стремление ребёнка к общей жизни со взрослыми, поэтому она не может быть не чем иным, как воспроизведением этой жизни.
Причины, вызывающие ролевую игру к жизни, имеют социальную природу. Игра возникает не потому, что развиваются инстинкты, а потому, что ребёнок развивается как член общества, хотя ещё маленький, неравноправный, но всё же член общества.
Действительность, в которой живёт и с которой сталкивается ребёнок, можно условно разделить на две связанные, но вместе с тем различные сферы. Первая – предметы, вторая - деятельность людей с предметами, труд людей, их отношения в процессе деятельности.
Знакомство детей с действительностью может происходить так, что основным его содержанием будут или предметы, или человек и его деятельность.
При ознакомлении детей с действительностью посредством предметов игра не развёртывается, хотя, при этом, дети могут очень эмоционально рассказать о предметах, и довольно точно изобразить их в рисунках.
При ознакомлении с действительностью, в которой в центре стоял человек, его деятельность, отношения с другими людьми, игра возникает сразу, без всяких стараний взрослого.
Наблюдения убеждают, что ролевая игра особенно чувствительна к человеческой деятельности и отношениям между людьми. Так же на игры детей оказывают большое влияние такие произведения детской художественной литературы, в которых даны яркие, эмоционально захватывающие образы людей, их поступки и отношения. Художественное произведение во много раз усиливает воздействие, которое оказывает на игры детей действительность при стихийном ознакомлении с ней, действует в том же направлении, что и сама действительность; сила же воздействия определяется мерой его художественности и доступности для детей.
В игре ребёнок живёт не только как член узкого семейного коллектива, но как член общества, устанавливая связи с широкими сферами его жизни. В игре происходит формирование ребёнка, прежде всего как члена общества. Чем деятельнее жизнь ребёнка в игре, тем глубже его проникновение в социальную сущьность деятельности и отношений взрослых людей.
Лишить ребёнка возможности играть – это значит лишить его возможности жить в широкой сфере общественных отношений и нанести ущерб процессу формирования его личности.
Согласно утверждению Н. К Крупской и А. С. Макаренко, игра – это первоначальная школа труда. Конечно, в игре ребёнок не научается быть врачом, капитаном или продавцом, т. е. не приобретает профессиональных умений, присущих ролям, выполняемым им игре, но в игре лучше и глубже, чем в какой- либо другой деятельности, ребёнок проникает сознанием того что все люди трудятся друг для друга.
Известно, что в игре одни предметы могут заменять другие. Такое замещение отвлекает от предметно-технической стороны человеческой деятельности и приводит к выделению на первый план её общественного смысла, связанного с отношениями между людьми (доктор- больной, шофёр-пассажир и т. д.).Если свести до минимума замещение в игре одних предметов другими, вносить много разнообразных настоящих предметов, то действия с ними, зачастую могут заслонять для ребёнка смысл деятельности, которую он по ходу игры воспроизводит. Отношения с другими играющими могут при этом отступать на второй план. Такая игра выполняет уже не свою прямую воспитательную функцию, а побочную функцию-оперативно-техническую сторону действий (например,счётная операция в магазине,и используется в дидактических целях. Это относится ко всяким включениям в ролевую игру. Будь то постройки для последующей игры, или изготовление предметов необходимых для задуманной игры. Такие включения являются видами творческой деятельности связанными с ролевой игрой. Строительство, конструирование может происходить в форме ролевой игры, если при этом дети выполняют взятые на себя роли взрослых в процессе труда.
Практическое проникновение в общественный смысл человеческой деятельности, осуществляемое в игре, приводит к формированию новых мотивов деятельности самого ребёнка и к усвоению нравственных норм отношений между людьми. В этом – главное воспитательное значение игры, которое не могут заменить никакие другие виды деятельности.
Не менее существенной стороной выполнения ребёнком роли в игре является подчинение непосредственных импульсов и желаний мотивам более высокого порядка. Такое подчинение – постоянный элемент почти всякой ролевой игры. По ходу игры и исполнения той или иной роли у ребёнка часто возникает желание выйти из игры, и заняться каким – либо заинтересовавшим его предметом, игрушкой, принять участие в привлёкшей его деятельности товарищей или взять на себя в игре другую, более привлекательную роль.
Отказ от этих мимолётных желаний, с тем чтобы продолжать взятую на себя роль, - это результат борьбы, заканчивающихся подчинением появившихся желаний. Такое подчинение, продиктованное общественными мотивами, приводит к формированию волевых поступков.
Для того чтобы эти воспитательные задачи могли решаться в игре наиболее полно, необходимо соответствующим образом направлять руководство ею.
Во -первых, при ознакомлении детей с окружающей действительностью особое внимание должно быть обращено на человека, его деятельность и его отношения с другими людьми. Это ознакомление должно быть построено так, чтобы детей эмоционально захватывала и привлекала деятельность взрослых, чтобы у них возникало желание участвовать в ней.
Во- вторых, руководство игрой и создание игровых условий должны быть направлены на то, чтобы дети возможно более эмоционально входили во взятые на себя роли и чтобы смысл их деятельности по ходу игры выдвигался на первый план и не заслонялся чисто техническими моментами выполняемых действий. Для этого руководя игрой, детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.
В третьих, важно своевременно помогать играющим в борьбе с мимолётными желаниями, возникающими по ходу игры; содействовать контролю самого ребёнка и его товарищей по игре за исполнением ролей.
Беря на себя роль, ребёнок подчиняется правилам, требуемым этой ролью, значительно легче и успешнее, чем этим же правилам, но данным им вне роли. Выполнение правил зависит не только от внутренних побуждений, связанных с взятой на себя ролью. Но и от контроля со стороны коллектива. Лишь постепенно внешний контроль отпадает, и правила начинают выполняться только под влиянием внутренних побуждений. В игре происходит превращение внешних правил во внутренние правила – обязательства, и в связи с этим формируется возможность регулировать своё поведение на основе этого правила.
Играющие дети представляют собой коллектив, осуществляющий единый замысел. Соподчинение членов этого коллектива осуществляется не только в силу взятых на себя ролей, но и в силу отношений между играющими. В игре осуществляются реальные взаимоотношения между детьми как товарищами по игре, а не только взаимоотношения, строящиеся на основе замысла игры и выполняемых ролей. Коллективистические отношения, формирующиеся в процессе игры, переносятся детьми в другие сферы их жизни и деятельности, становятся привычными формами поведения.
Естественно, что через ролевую игру должны осуществляться задачи воспитания дружного детского коллектива и навыки коллективистического поведения. В руках опытного педагога ролевая игра может являться мощным средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими образовались неправильные формы социального поведения и даже начали формироваться такие формы асоциального поведения, как агрессивность, замкнутость, эгоизм и эгоцентризм, повышенная или наоборот, чрезмерно пониженная самооценка, отсутствие навыков коллективной деятельности.
Детей, чьё поведение нуждается в исправлении, педагог должен привлекать к таким ролям, которые упражняли бы их в правильном поведении, при этом при исполнении этих ролей дети должны получать удовольствие.
Ролевая игра только в том случае может оказать положительное влияние на развитие личности ребёнка, если он будет участвовать в самых различных ролях, находясь в разнообразных отношениях с другими детьми. Важно следить, чтобы каждый ребёнок был и в положении приказывающего, и в положении подчиняющегося, в положении опекаемого и опекающего, заботящегося о других, и того, о ком заботятся другие, контролирующего действия других и подвергающегося контролю, исполняющего и существенную и подсобную роль. Важно,чтобы руководство педагога не ограничивало самостоятельности и инициативы детей.