ГульнараТимербаевна Сергута
Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста»
Сергута Гульнара Тимербаевна
Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто из нас не помнит неизменных ловишек, салочек, пятнашек. В них когда-то играли наши бабушки и дедушки, играли мы сами, теперь играют наши дети. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Эти игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие народные традиции. Подвижные игры ценны как в физическом, так и в педагогическом отношении. Говоря об оздоровительном эффекте игр, следует отметить, что разнообразие действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ игры с элементами корригирующей гимнастики улучшают осанку. Наличие в играх движений благоприятствует максимальной разгрузке центров головного мозга. Удовольствие, доставленное игрой, не только дает отдых уставшему организму, нервной системе, но и повышает жизнедеятельность, увеличивает работоспособность. Особенно благоприятно сказывается бег. Еще мыслители Древней Греции заметили:
Публикация «Консультация для воспитателей „Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Хочешь, быть здоровым - бегай!
- Хочешь, быть красивым - бегай!
- Хочешь, быть умным - бегай!
Игра - это труд для ребенка. Дети проделывают огромную работу, познавая мир, находя в нем свое место. Это полное открытий начинается, когда младенец впервые касается погремушек, натянутых над кроваткой и слышит их звук, который они производят; видит их яркие цвета, ощупывает и пробует их на вкус. Подрастая, дети становятся социальными существами, учатся общаться, играть с другими детьми. И хотя процесс игры может доставлять удовольствие всю жизнь, именно в детстве игры имеют основополагающее значение для индивидуального развития.
Дети играют ради забавы, редко понимая, что при этом они обучаются таким вещам, как организация, стратегия, ролевая игра, этикет, терпение, решение проблем, концентрация, координация, доверие, творчество, правила.
В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способность проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах, умение действовать в коллективе и индивидуально. Особенно ценными являются игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит движение не только индивидуального, но и коллективного результата. В таких играх развитие физических и морально - волевых качеств взаимосвязано.
Подвижные игры, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с достижениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра выступает как важное средство обучения: активное участие в ней воспитания стимулирует непринужденное, естественное выполнение ребенком двигательных действий. Игра должна быть связана со знакомым ребенку образом. Например, в игре «Птички и птенчики» воспитатель, собрав вокруг себя малышей, говорит: «Вот какие хорошие у меня маленькие птенчики. Расправьте крылышки, а теперь полетели. Устали птенчики, присели отдохнуть, поклевать зернышки». Следуя образцу воспитателя, дети выполняют движения. Можно ввести простое правило: «Я хлопну в ладоши и все птенчики полетят ко мне». Особенностью методики проведения подвижных игр для этой группы является та, что педагог выполняет ведущую роль, предварительно показав и объяснив воспитанникам, что они должны делать и поощряет детей, подсказывает им действия.
Начиная со среднего возраста характер действий детей становится все более произвольным, преднамеренным. У них появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед детьми уже ставятся более серьезные задачи - овладеть техникой, стремиться к достижению результатов. Особое внимание уделяется соблюдению детьми правил, способствующих развитию ориентировки в пространстве (прятаться в свой домик, занимать свое место при построении, разбегаться по всей площадке и т. д.).
В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения движений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все еще тесно переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этапах обучения старших дошкольников. В данной возрастной группе широко используется бессюжетные игры типа «Ловишка», «Сбей булаву», «Подбрось - поймай».
В играх реализуется нагрузка на детей, варьируется продолжительность и скорость бега, сокращая или увеличивая число игроков, изменяя условия и правила. В дни, когда проводятся физкультурные и музыкальные занятия, длительность подвижных игр и физкультурных упражнений сокращается примерно на 50%. Любая игра имитирует реальный мир, она учит ребенка здоровому соревнованию, учит выигрывать, а также мириться с поражением.
Хочется предложить несколько книг, в которых приводится множество подвижных игр :
1.«Большая книга детского досуга» Т. Б. Анисимова
2.«Отдыхаем всей семьей» Н. М. Спивак.
3.«Игры, которые лечат» А. С. Галанов.
4.«Активный отдых на свежем воздухе» С. А. Кувватов.
5.«Учите бегать, прыгать, лазать, метать» Е. Н. Вавилова.
6.«Подвижные игры и дидактические упражнения для 3-5 лет» Л. И. Пензулова.
7.«Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении». А. П. Щербак.
8.«Детские подвижные игры народов СССР» сост. А. В. Кенелан под ред. Т. И. Осокиной.
9.«Играйте на здоровье» Ю. И. Иванов, Э. И. Михайлова.
10.«300 подвижных игр для младших дошкольников» Л. П. Фатеева.
11.«Русские народные подвижные игры» М. Ф. Литвинова.