Зоя Куценко
Консультация на тему «Развивающая игра в сенсорном развитии детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание является основой организации чувственного опыта детей. Главная задача сенсорного воспитания заключается в формировании у детей умений воспринимать и представлять предметы и явления, формировать различные ощущения. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвета, величины и положении в пространстве и т. д. В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы: - совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры-задачи и учебно-познавательной деятельности; - постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; - повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач; -органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду; - единство обучающих и воспитательных воздействий.
Публикация «Консультация на тему „Развивающая игра в сенсорном развитии детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является игра, основной элемент которой – обучение способом познания окружающего мира. В развивающих играх совершенствуется сенсорный опыт слабовидящих детей, они усваивают сенсорные эталоны, овладевают умением дифференцировать, классифицировать, а затем использовать этот опыт в характеристике реальных предметов и явлений. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает, что он учится тому, что он еще не умеет, а главное – думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Развитие и обучение слабовидящего ребенка через игру повышает его способность к произвольному вниманию, обострению наблюдательности, более точному восприятию, осмыслению знаний.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. По содержанию дидактические игры могут быть трех видов: 1-игры с предметами;2- настольно-печатные; 3-словесные.
Игры с предметами способствуют формированию представлений и действий с предметами; дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти игры особенно важны в работе с детьми с нарушением зрения, т. к. в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.
Настольно-печатные игры учат детей словесному описанию иллюстративного материала, осмыслению изображенного.
Использование словесных дидактических игр в обучении слабовидящих детей обеспечивает возможности уточнения конкретизации образов предметов и развитию описательной речи.
Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры содержит три аспекта – познавательный, коррекционный, воспитательный. Главная особенность в дидактических играх - удается объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному, самостоятельно и по способностям, а также формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Усвоение общепринятых образцов внешних свойств предметов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ и предметов.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические цвета спектра (цветные + радужные) и ахроматические –белый, серый, черный.
Эталонами формы служат геометрические фигуры и их разновидности.
Особый характер носят эталоны величины –относительное свойство, которое определяется при помощи условных мер. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого в ряду однородных предметов.
Любая развивающая игра способствует формированию, развитию и совершенствованию познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и речи, а также возлагается задача формирования сенсорики ребенка : знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком, связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к всестороннему развитию ребенка.