Любовь Артеменко (Лезина)
Консультация для родителей (законных представителей) «Причины недоразвития речи у детей с нарушением зрения»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Речь ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Публикация «Консультация для родителей (законных представителей) „Причины недоразвития речи у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
У детей, имеющих зрительную патологию наиболее типичны системные недоразвития речи, разнообразные по своей структуре, причем встречаются они значительно чаще, чем у их здоровых сверстников. Многие дети с нарушением зрения не понимают смысловую сторону слова, которая не соотносится с чувственным образом предмета, используют слова, усвоенные на чисто вербальной основе, они страдают эхолалией, отсутствием развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений.
Уровень их спонтанной речи значительно ниже нормы по всем показателям: с позиций раскрытия темы — отражение лишь части предъявляемого материала; с позиции содержательности — фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие передачи динамики, неумение вычленить и проанализировать главные события в рассказе о своей жизни, трудности в соблюдении логичности.
Расстройство речи детей с нарушениями зрения является сложным дефектом, причем для большинства из них эти нарушения затрагивают не столько отдельные, сколько все или почти все компоненты речевой структуры как целостной системы. Преодоление расстройств речи у детей страдающих амблиопией, косоглазием, астигматизмом, и другими нарушениями зрения занимает достаточно долгое время и достигается с большим трудом. Это обусловлено сложной, часто сочетанной речевой патологией.
Зрение дает нам 85% информации. Это самый энергоемкий анализатор. Деятельность анализаторов наиболее успешно проявляется при их взаимодействии, это единая система. Каждый анализатор дополняя друг друга создает впечатление о целостности мира. Если выпадает один, то разрывается круг целостности.
Уже на первых этапах жизни человека его движения и действия осуществляются под контролем зрения. У детей с нарушениями зрения этот контроль нарушается. У них не происходит достаточного уточнения сигналов, поступающих от проприорецепторов, отмечается снижение кинестетической чувствительности, снижена возможность контролировать работу, положение и скорость перемещения рабочих органов, речедвигательного аппарата, оценивать расстояние и направление движения.
Важная роль в осуществлении речи принадлежит двигательному анализатору, деятельность которого обусловлена активностью речевых и неречевых мышц.
Речь развивается в процессе овладения языковыми и неязыковыми средствами общения. Своеобразие развития речи у детей с нарушениями зрения проявляется в отставании формирования речевых навыков, накоплении языковых средств и выразительных движений, обеднении мимики.
Причины могут быть следующие:
1. Ограничены визуальные возможности контроля за языковыми и не языковыми средствами общения.
2. Ограничены возможности подражательной деятельности.
Это особенно важно на начальных этапах развития речи, так как оно идет в значительной степени на основе рефлексов подражания.
При этом ребенок использует не только слух, но и зрение. Период активного гуления и лепета совпадает с развитием способности длительно фиксировать взор на артикуляции говорящего. Поэтому первыми у ребенка появляются гласные и губные звуки, которые он не только слышит, но и «видит».
Важную роль играет зрение в развитии начального понимания обращенной речи. Вначале понимание речи развивается на основе условного сочетательного рефлекса: ребенок в конкретной ситуации одновременно видит предмет и слышит его словесное обозначение.
Нарушения зрения влияют также на формирование звукопроизносительной стороны речи из-за нечеткости, неточности зрительного улавливания артикуляционных укладов, а следовательно, и несоответствии фонематического восприятия нужным артикуляционным укладам. Они длительное время неправильно произносят звуки, с трудом овладевают звуковым и звуко-буквенным анализом.
3. Уменьшение возможности развития двигательной сферы.
Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5–6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.
Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действий.
Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц.
Движения рук связаны с мышечно-двигательными ощущениями, с восприятием самого движения кинестетически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения у него формируется зрительно-мышечный образ, представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия.
В самом начале формирования навыка зрительный контроль имеет наибольшее значение, формируется кинестетический образ движения и контроль переходит к самой действующей руке. По мере формирования двигательного навыка роль зрительного контроля снижается.
Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. По мере нарастания утомления движения детей становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими.
Моторика детей с нарушениями зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму.
Мышечные возможности руки ребенка с нарушениями зрения требуют особой тренировки и коррекции Упражнения для кисти и пальцев позволяют коррегировать движения, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи, а также является «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой, то при наличии речевого дефекта у ребенка на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание. Коррекция звукопроизношения происходит значительно медленнее, если этот аспект работы выпадает из поля зрения логопеда.
4. Средовые условия воспитания и общения.
У детей с нарушениями зрения речевые нарушения встречаются в 2 раза чаще, чем у нормально видящих детей.
Дефекты зрения чаще всего усиливают влияние ведущих факторов, лежащих в основе патологии речи. Такую взаимообусловленность следует расценивать как синдром взаимного отягощения. Нельзя не учитывать тех общих заболеваний, которые лежат в основе как зрительной, так и речевой патологии или усиливают ту и другую. Это избирательное влияние токсикозов, внутриутробных патологических процессов, родовых травм, асфиксии, тяжелых соматических и инфекционных заболеваний. Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в осторожном, дифференцированном подходе.