Регина Воронцова
Консультация «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Задача педагогов согласно ФГОС дошкольного образования состоит в том, чтобы выпускники в будущем, не испытывали трудности в общении с другими людьми и стали полноценными членами общества; проявляли инициативу и самостоятельность; уверенность в своих силах, открытость внешнему миру; положительно относились к себе и окружающим; обладали развитым воображением, являлись активной, адаптивной, творческой личностью, способной устанавливать бесконфликтное общение во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.
Публикация «Консультация „Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях: развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.
В рамках темы педсовета и учитывая то, что ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра, подробнее остановимся на игровой деятельности.
Общение является важным элементом любой игры. Через игру обогащается и эмоциональный мир ребёнка. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
А. С. Макаренко говорил, что ребёнок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
В игре, созданной под руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:
Первая группа – это подвижные игры. Подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр мы учим детей объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо». В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется, умение договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам.
Вторая группа – это дидактические игры. (Словесные, настольно-печатные, игры с предметами). Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
Дидактические игры, направлены на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.
Дидактические игры (особенно словесные) используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Играя в дидактические игры, дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.
Высокий уровень развития связной речи позволит ребенку стать интересным собеседником, рассказчиком, выдумщиком, что так ценится в детском игровом сообществе.
Владение навыками культуры речевого общения (правилами этикета) будет способствовать динамичному расширению круга общения ребенка, позволит ему быстрее находить контакт и вступать в общение с разным контингентом людей.
Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.
Третья группа – это ролевые игры, театрализованные игры, игры драматизации, режиссерские, музыкальные, хороводные.
Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях.
Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.
Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.
Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.
Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.
В задачу педагога входит создание условий для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции взаимодействия со сверстниками, что позволяет формировать коммуникативные умения.
Например, сюжетно-ролевая игра «Мы ждем гостей» проводится с целью проявить умение встречать гостей, соблюдать правила поведения за столом, быть вежливыми, доброжелательными, приветливыми. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» развивает доброжелательное отношение к книге, умение действовать сообща, договариваться о совместных действиях.
Также развитию речи детей, умению взаимодействовать способствует театрализованная деятельность. Кукольный театр, игры-драматизации, где дети принимают на себя роли и разыгрывают ролевые диалоги. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия является.
Для развития эмоций можно использовать следующие игровые упражнения : нахмурься, как осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса; «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Позитивное влияние на развитие социально-коммуникативных навыков детей оказывает режиссерская игра.
Режиссерская игра. В таких играх ребенок выступает режиссером игры, где он управляет куклами или солдатиками, которым приписываются определенные роли, и которые совершают определенные действия (сюжет).
Хороводная игра - коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач - потирают глаза; веселье - прыгают от радости; обиду – отворачиваются.
Не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков будет только тогда, когда родители начнут принимать активное участие в процессе. Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей. У педагогов с родителями общая задача – через всевозможные игры раскрыть содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогатить эмоциональную сферу дошкольника и способствовать развитию его речи.
Список литературы
1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 2002.
2. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2001.
3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.
4. Яресько А. А. Консультация «Развитие речевых (коммуникативных) навыков посредством игровой деятельности дошкольников»
5. Алтунина Н. Ю. Доклад «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»