Ирина Гончарова
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая предметно - развивающая среда включала: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровую атрибутику разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей.
Весь игровой материал был размещён таким образом, что дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы».
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Не секрет, что дети не любят следовать правилам поведения, которые кажутся им скучными и неинтересными. По этой причине, в группе появились игровые персонажи (Гномик Егорка, добрая Фея, которые помогали педагогам обучать детей хорошим манерам в области общения. Они приходили в тот момент, когда требовалась помощь в решении спорных вопросов, в конфликтных ситуациях, в обучении правилами поведения, взаимоотношения и общения.
Подвижные игры, организованные с воспитанниками средней группы были направлены на развитие у детей этого возраста зрительно-пространственной адаптации и двигательной активности. Это такие игры как: «Где чей домик?», «Найди свой цвет», «Пустое место», «Ловишки», «Кто быстрее» и т. д.
Надо отметить, что почти все дети с большим желанием принимали участие в играх. После такой совместной деятельности у дошкольников улучшалось настроение, дети меньше ссорились. Играя, дети учились взаимодействию со сверстниками. Подвижные игры помогали детям почувствовать друг друга, развивали эмпатию. Игры способствовали сплочению детского коллектива, воспитывали положительные, доверительные отношения к сверстникам, помогали корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении.
Организуя с дошкольниками 4-5 лет строительные игры («Строим дом», «Самый большой мост», «Песочный замок» и д. р.) педагоги стремились помимо воспитания социальных и трудовых умений у детей, формировать умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества. Играя с различным строительным материалом, дети активно общались со взрослыми и сверстниками. Зарождались партнерские отношения сотрудничества и кооперации между ребёнком и сверстником, между ребёнком и взрослым, обеспечивающие возможность позитивного социально-личностного, коммуникативного развития. В ходе строительных игр у детей формировались такие коммуникативные навыки как умение слушать, слышать и говорить, выражать свои мысли, эмоции и чувства, желания и намерения, просьбы и предложения.
Дидактические игры чаще всего использовались воспитателями в рамках организованной образовательной деятельности. Дидактические игры организованные с воспитанниками средней группы, помимо выполнения основной своей задачи (формирование познавательной активности ребенка, активизировали механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Дидактические игры: «Закончи предложение», «Вежливые слова», «Говорим правильно» были направлены на развитие у детей навыков уважительного общения, доброжелательности. Дидактические игры «Не поделили игрушку», «Как быть?» научили благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. В ходе игр у дошкольников формировались умения обмениваться информацией, задавать вопросы и отвечать на них.
Важное место в формировании коммуникативных навыков принадлежит сюжетно-ролевым играм. Организуя сюжетно-ролевую игру, педагоги вовлекали детей в прямое общение. Сюжетно-ролевые игры, организованные педагогами и дошкольниками 4-5 лет («Больница», «Магазин», «Семья», «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись» и др.) были направлены на развитие желания вступать в контакт, на формирование умения организовать общение со сверстниками и взрослыми. (Приложение №3)
Таким образом, в ходе организации и проведения разного рода игр у детей средней группы расширялся круг знаний о различных профессиях. Дети учились действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формировалось чувство коллективизма, ответственности за свои действия. В доступной и занимательной форме дети усваивали нормы общепринятого поведения, овладевали навыками взаимодействия и общения со своими сверстниками и взрослыми. Дети учились играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формировалось умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации.
Наиболее развитыми показателями коммуникативных навыков у детей 4-5 лет являлось участие в общении со сверстниками, сопровождение речью игровых и бытовых действий, умение принимать помощь от других и проявление желания общаться со сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте вводятся в арсенал более сложные игры с правилами, формируя умение действовать на основе 2 - 3 правил, требующих распределения функций и взаимосвязанных действий.