Ирина Солощук
Социально-личностное развитие дошкольников с ОНР в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – это процесс получения ребёнком навыков, необходи-мых для полноценной жизни в обществе. Человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. «Социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемы». В современных социальных условиях российского общества значительно возросло количество детей с речевой патологией, в особенности с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети с данной патологией составляют более половины всех детей, посещающих детские сады и коррекционные группы.
Публикация «Социально-личностное развитие дошкольников с ОНР в игровой деятельности» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из условий успешной социализации ребенка является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция – это способность и реальная готовность к общению, к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Формирование коммуникативной компетенции является одним из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании данной компетенции. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также способность поддержать разговор на определенную тему.
Решение проблемы коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования законов и механизмов развития психики и личности ребенка, а также специфики и направлений современного образования. Формирование целостной концепции коммуникативного развития ребенка должно опираться на фундаментальные положения психолого-педагогической науки об основных закономерностях детского развития с учетом особенностей дошкольного процесса обучения.
Такое отклонение в развитии как ОНР, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывает на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, недоверие к сверстникам, агрессивность, обидчивость, затруднение в общении с окружающими. При общении со взрослыми и сверстниками у детей с ОНР наблюдается эмоциональная закрытость, либо, наоборот, повышенная общительность. Также, часто наблюдается нежелание либо неумение пользоваться предложенной помощью.
Проведенные наблюдения за деятельностью и играми дошкольни-ков с ОНР показали, что многие дети выражают желание к коммуникативной деятельности, но не умеют ее проявлять. В таких ситуациях чаще всего возникает зрительный контакт, а речевое взаимодействие наблюдается значительно реже. Дети играют вместе, но при этом они игнорируют игровые действия партнера, интересуясь только своей игрой.
Таким образом, особенности личностной сферы дошкольников с ОНР заключаются в несформированности вербализации своего эмоционального состояния, в отсутствии навыков распознавать эмоции других людей, в нарушении игрового коммуникативного воздействия. У дошкольников с ОНР не сформированы ни самостоятельность, ни активность, ни воображение. Также, они не умеют планировать игровые действия.
Игровые приемы и средства являются одним из способов всестороннего развития старших дошкольников. Продуктивность коррекции речи при использовании игровых приемов и средств возрастает. Это обусловлено тем, что именно в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Именно игровые приемы и средства успешнее всего реализует развитие речевых, физических, умственных, нравственных и эстетических форм.
В своей работе я использую игровые приемы для развития речевой и коммуникативной сферы дошкольников с ОНР: игры на увеличение словар-ного запаса, для развития лексико-грамматического строя речи, а также игры по развитию связной речи. Ниже представлены примеры игр.
1. Игра «Собери картинку».
Цель: развитие мелкой моторики и диалогической речи, знание основных цветов.
Игровой материал: конверты с образцом, мелкие детали для создания картинки.
Ход игры: Детям на выбор предлагаются конверты с изображенными на них картинками. Выложив детали на стол, дети пытаются воспроизвести данное изображение. В процессе игры помощь друг другу приветствуется.
2. Игра «Кто быстрее построит».
Цель: развитие диалогической речи, наглядно-образного мышления, умения следовать инструкциям.
Игровой материал: счетные палочки.
Ход игры: Дается задание – выложить кораблик из счётных палочек. При этом вкладывать и проговаривать действия должен только один ребенок, а остальные – слушать и выполнять «указания».
3. Игра «Прояви фантазию».
Цель: развитие диалогической речи, наглядно-образного мышления, фантазии.
Игровой материал: счетные палочки, любой подручный материал.
Ход игры: Детям предлагается пофантазировать – что бы они хотели собрать из палочек, добавляя любые предметы, которые им понравятся.
4. Поиграй в сказку.
Цель: развитие связной речи, памяти, умение слушать других.
Игровой материал: магнитная доска, персонажи сказок «Колобок» и «Ледяная избушка».
Ход игры: предлагаются на выбор персонажи сказки «Ледяная избушка» и «Колобок». Дети выбирают, с какими персонажами хотят поиграть и рассказывают данную сказку
5. Игра «Колобок на новый лад».
Цель: развитие связной речи, диалогической речи, памяти, умения слушать других, развитие фантазии, коммуникативных навыков.
Игровой материал: панно – игровое поле, колобок.
Ход игры: С помощью считалочки, каждому ребенку выпадает персонаж, за которого он будет вести диалог.
6. Инсценировка сказки «Самое важное животное».
Цель: развитие диалогической речи, связной речи, развитие коммуни-кативных навыков, сплочение детей.
Игровое оборудование: фигурки-игрушки животных и хозяина фер-мы, домик
Ход игры: Загадывается загадка про животное. Кто отгадал – получает игрушку-отгадку. Затем, при театрализации каждый озвучивает свое животное.
7. Игра «Слепой» и поводырь».
Цель: развитие умения работать в паре, коммуникативных умений, развитие слухового внимания, доверия, правильное выполнение инструкций, ориентировка в пространстве.
Игровой материал: помещение группы, любые крупные предметы, повязка на глаза.
Ход игры (первый вариант): Одному из детей одевается повязка на глаза, он – «слепой», его партнер – поводырь. Поводырь должен провести «слепого» ребенка за руку через различные препятствия, чтоб «слепой» товарищ не споткнулся и не упал и в конце пути сел на стул.
Ход игры (второй вариант): усложнена тем, что «слепой» должен пройти весь путь с препятствиями и завершить его, сев на стул, только вы-полняя голосовые инструкции, полностью доверяя ведущему (ребенку).
8. Игра «Паутинка».
Цель: увеличение словаря существительных, глаголов, прилагатель-ных, развитие внимания, сплоченность.
Игровые материалы: клубок ниток.
Ход игры: Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, об-матывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участ-нику игры (какая бывает одежда) и на правильный ответ передает клубок отвечающему (чем больше прилагательных в данной теме назовут дети, тем запутанней будет паутинка). Когда игра заканчивается, паутинку сматывают в новый клубок и проверяют насколько он больше чем предыдущий.
9. Игра «Снежный ком».
Цель: увеличение словаря существительных, прилагательных.
Ход игры: Ведущий говорит «Я тебе дарю шар. Он какой?». Ответ ребенка (например): «Зеленый». Тот, кто ответил на вопрос первым, становится за ведущим и держит его за плечи. Следующий ребенок получает вопрос «Что бывает зеленым?». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не включатся в игру и не закрутятся в спираль (ком).
Список использованной литературы
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М. : Альфа, 1993.
2. Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С. 21.
3. Литвинко Ф. М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования. Сб. науч. ст. / Белорусский государственный университет; в авт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9. – 102 с.
4. Интерактивное образование (электронная газета) http://io.nios.ru/index.php
5. Щипицина Л. М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1993. – № 4.
6. Холмагорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада. М. : Чистые пруды – 2007.