Галина Косарина
Обобщение опыта «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов»
▼ Скачать + Заказать документы
]Работая последние годы с детьми младшего дошкольного возраста, отмечается следующая закономерность: все большее количество малышей поступают в детский сад с нарушениями в сфере общения. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Публикация «Обобщение опыта „Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Возможно, это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.
Данная проблема заинтересовала, и было принято решение провести диагностику для того, чтобы четче определить направления работы по развитию коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Наблюдение показало, что большая масса детей приходя в группу не здоровается друг с другом (только с воспитателем, не замечают настроения друг друга (к ревущему ребенку подошла только одна девочка). Неохотно (в основном по просьбе педагога) помогает сверстникам. Не оценивают действия сверстника. Не делятся игрушками. Дети не доброжелательны к сверстникам. Анализ работы ДОУ по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста, актуализирует проблему разработки и внедрения комплекса мероприятий по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Умение общаться является одним из важных пунктов правильного развития ребенка. Освоение ребенком человеческой культуры невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми, что особенно актуально для детей младшего дошкольного возраста.
Ребенку с проблемами развития коммуникативных умений сложно понять происходящие вокруг него события, чувства людей, смысл их поступков. Он испытывает трудности в установлении дружеских отношений с другими детьми.
Ребенок с высоко развитыми коммуникативными способностями легко адаптируется к любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования и развития коммуникативных навыков с раннего детства.
Развитие коммуникативных навыков относится к числу важнейших педагогики проблем и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные в трудности общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно жизнь обогащает детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Взаимоотношения с другими людьми зарождается наиболее и интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому родителям и педагогам нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать умение детей вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать.
В настоящее время в ДОО отсутствует четко отлаженная система занятий по развитию коммуникативных навыков детей. Педагогами проводятся отдельные мероприятия, занятия, но они не способны в полной мере способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, педагогами и родителями не уделяется должного внимания данной проблеме. В связи с этим выявлено противоречие: между важностью развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста и недостаточностью методических рекомендаций для осуществления этой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: каким образом осуществлять развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации?
В рамках данной проблемы была определена тема опыта : «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов».
В дошкольном возрасте ребенок получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего он формируется как социальная личность. Неумение ребенка организовать и поддерживать общение, высказать свою точку зрения, вести диалог может привести к личностным и поведенческим нарушениям, появлению замкнутости или чувства отверженности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение уделяется развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства.
Работа по коммуникативному развитию детей через использование интерактивных методов была начата с создания предметно-пространственной развивающей среды в группе (с привлечением родителей, как активных участников педагогического процесса).
Был оборудован игровой уголок, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры. В ходе работы постепенно добавлялись новые атрибуты. Оборудован центр театра: изготовлены шапочки – маски сказочных персонажей, различные виды театра, пополнили уголок ряженья.
Изготовлены и подобраны дидактические интерактивные игры, направленные на ознакомление с социальной действительностью, с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей.
Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям, направленным на социально-коммуникативное развитие детей.
В книжном уголке были подобраны книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают различные эмоции и настроение. Созданы альбомы с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных. Также был составлен альбом с фотографиями детей с различными эмоциональными состояниями.
Система работы по коммуникативному развитию детей состоит из 25 занятий и рассчитана на 1 год (младшая группа детского сада). Занятия с подгруппой детей (3—8 человек) проводятся продолжительность 10 - 15 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей детей). Занятия проводятся в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются интерактивные методы адаптированные для детей младшего дошкольного возраста.
Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий желательно использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей.
Формы работы с родителями разнообразны: беседы, консультации, родительские собрания, просмотр видео материалов из жизни детей группы, участие в занятиях. Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по коммуникативному развитию детей посредством интерактивных технологий.
В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству такими играми, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-коммуникативного развития; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей, просматриваем видеосюжеты из жизни детей в группе.
Результативность проведенной работы отслеживалась с помощью мониторинга по итогу реализации системы занятий по развитию коммуникативных умений у младших дошкольников, посредством интерактивных методов на протяжении трех лет. Это позволило оценить степень эффективности проведенной работы, путем отслеживания динамики.
Наблюдая за детьми в группе, теперь можно отметить, что дети с радостью помогают сверстникам (собрать игрушки, одеть обувь). Дети стали интересоваться сверстниками, активно включаться во взаимодействие с ними.
Таким образом, адаптация к условиям ДОУ современных интерактивных методов является эффективным средством формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников.