Ольга Попова
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников
Дети достигают значительно более полного осознания себя и других, если у них появляется способность встать на точку зрения другого.
Необходимо: принять точку зрения другого; понять мысли; понять чувства; понять мотивы и намерения другого.
Ж. Пиаже предположил, что игровое взаимодействие между дошкольниками способствовало развитию навыков принятия роли. Равноправные контакты между сверстниками вносят важный вклад в принятие социальной перспективы, развитие межличностного понимания и в развитие социально-коммуникативных навыков.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основными компонентами коммуникативной компетентности дошкольников являются:
- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
-умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;
-сотрудничество со взрослыми и сверстниками; коммуникативные навыки.
Пути развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста:
-Уделение большой роли речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. Работа может строиться в различных видах деятельности. Расширение языкового поведения и формирование коммуникативных умений личности дошкольника через народную сказку. Диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества.
-Коммуникативное общение педагога с детьми через изобразительную деятельность. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов.
-Игра как средством формирования коммуникативной компетентности.
Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками.
Суть схемы беседы заключается в следующем:
-установление контакта;
-передача информации;
- прием информации собеседником;
- завершение беседы.
Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет три основных направления: Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия.
Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства. Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений.
Эти направления обеспечивают:
-развитие социальной направленности детей и социального восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия; повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей; овладение «схемой беседы»; развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, усвоение детьми способов невербального общения;
-развитие диалогической речи; развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей; умение актуализировать в общении содержание своего собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта; развитие языковой способности; развитие речевого творчества; развитие связной речи.
Использование методического материала:
Л. Дубининой «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать» (2008); Т. А. Благовещенская «Развитие основ коммуникативной компетентности при изучении английского языка в подготовительной группе» (2003); И. А. Лыкова «Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры» (2008).