Елена Павлова (Буйнова)
Конспект совместной деятельности в старшей группе по развитию социально-коммуникативных навыков «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшей группы с элементами игры-инсценировки на развитие социально-коммуникативных навыков по мотивам сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Задачи:
- развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения
- формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,
- закреплять умение участвовать в совместной игре (в том числе между мальчиками и девочками).
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации.
Предварительная работа:
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», рассматривание иллюстраций ксказке. Организация упражнений-инсценировок, игр-инсценировок «Зеркало», «Работаем вместе», «Живые картинки». Разучивание логоритмического упражнения в парах «Настроение упало?», считалок. Знакомство детей со способом жеребьевки для выбора очередности.
Ход деятельности:
У воспитателя звонит телефон. Воспитатель имитирует разговор с библиотекарем:
- Здравствуйте, да это группа №9 детского сада «Золотой петушок». Да, я вчера была у вас в библиотеке и взяла для чтения детям сказки и рассказы. Что вы говорите? Неужели такое бывает?
- Дети, представляете, в библиотеке произошло странное событие, из сказок, с некоторых страниц исчезли волшебные предметы и теперь герои сказок оказались в беде, библиотекарь просит меня проверить осталось ли в этой книге (показывает книгу-самоделку) упоминание о волшебстве и помочь вернуть в сказку волшебный цветок. (Воспитатель, рассматривая ее вместе с детьми, обнаруживает, что с картинки, где девочка Женя на Северном полюсе, исчезло изображение цветка).
- Теперь у сказки будет другое окончание … (предположения детей о концовке сказки); и дети, прочитав сказку, не узнают важного правила дружбы (высказывания детей о дружбе).
Воспитатель: Настроение упало? – дети опускают руки вниз,
Дело валится из рук? - качают головой, встряхивают кистями,
Дети: Но еще не все пропало, - разводят руками
Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу, встают в пары,
С делом справимся вдвоем, - кладут поочередно руки на плечи друг другу.
С облегчением вздохнем – опускают руки, делают глубокий вдох, выдох,
Настроение поднимем – кладут одновременно руки друг другу на плечи,
нагибаются и медленно выпрямляются
От беды мы всех спасем! – энергично пожимают друг другу руки.
Воспитатель: Чтобы помочь Жене, предлагаю вспомнить почему она оказалась на Северном полюсе и почему не осталась играть с девочками ( ответы детей: подвести к понимаю того, что Женя оказалась в такой ситуации из-за того, что не смогла договориться с детьми).
Воспитатель: Чтобы лучше представить, как девочка Женя просилась в игру с мальчиками и девочками во дворе, предлагаю «оживить картинки из книги», (по аналогии игры-инсценировки «Живые картинки» - см. картотеку игр-инсценировок для старшей группы на формирование дружеских взаимоотношений в группе детей старшего дошкольного возраста).
Воспитатель предлагает две иллюстрации из сказки, при рассматривании иллюстраций выясняется, что для их «оживления» лучше всего разделить на команду мальчиков и команду девочек :
Дети, разрешите мне напомнить, что для оживления картинки нужен один ведущий, его задача - распределить детей в соответствии с картиной, и показать каждому из них какую позу надо принять, какую эмоцию показать с помощью мимики и жестов, все игроки должны точно исполнить просьбу ведущего. (Дети выбирают ведущего либо с помощью считалки, либо по общему решению, воспроизводят иллюстрацию).
Воспитатель: Нужно определить, кто будет первый показывать «живую картинку». Какие будут предложения? (считалка, жеребьевка).
1 группа демонстрирует свою «живую картинку», например эпизод где мальчики ссорятся с Женей. (Проблемная ситуация; в команде мальчиков нет девочки сыграть роль Жени. Мальчикам предоставляется возможность решить эту проблему самостоятельно).
Воспитатель: Дети, вспомните, помог ли волшебный цветок Жене сговориться с мальчиками об общей игре? ( ответ детей: нет. Мальчики прогнали Женю, она рассердилась и пожелала оказаться на Северном полюсе, понапрасну истратив лепесток). Как изменить эту ситуацию к лучшему, что поможет детям играть вместе? (воспитатель помогает детям прийти к заключению, что игра будет интересной, если сначала рассказать о замысле игры; придумать роль, тем, кто хочет играть, например, Женя –медицинская сестра; новый поворот в игре – во время полета летчики заметили девочку на льдине и ее нужно спасти и т. д. По ходу разговора воспитатель предлагает детям проговаривать предложенные варианты: как можно позвать девочку в игру? Предложи мальчикам свой замысел.).
Теперь мы сможем показать как Женя и мальчики подружились, давайте попробуем оживить картинку, словно это сценка из мультипликационного фильма, где все герои выполняют свои роли и выразительно разговаривают. (Дети инсценируют свою версию эпизода).
Воспитатель получает сообщение по телефону, что некоторые предметы стали возвращаться на иллюстрации в книгах в библиотеке: Хорошая новость, мы помогли вернуть некоторые сказочные предметы в сказки. Мальчики, вы отлично справились с заданием. Теперь нужно внимательно наблюдать за тем, как девочки будут искать решение и помочь им если возникнут трудности.
- Девочки, «оживите» картинку из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
2 группа детей демонстрирует свою «живую картинку», эпизод, где Женя встречается с девочками. (Проблемная ситуация, которую воспитатель оговаривает заранее: уходить из «картинки нельзя» ни ведущему, ни игрокам. Однако, для выражения смысла картинки нужны атрибуты, игрушки. Ведущему предоставляется возможность обратиться за помощью (к сверстникам, взрослому).
Воспитатель: Как изменить эту ситуацию, чему нужно научиться Жене и девочкам, чтобы играть было интересно? ( ответы детей: научиться делиться игрушками – проигрывается это предложение и выясняется, что игрушка в руках, это еще не игра. Воспитатель подводит детей к тому, что нужен игровой замысел, роль для игрушки и детей, действия. В беседе используются отрывки стихотворения Нины Найденовой «Ничего тебе не дам» :
Тащит Галя кран подъё мный:
— Посмотри, какой огромный!
Хочешь, Витя, строить дом?
Можем выстроить вдвоём!
Дай гармошку мне свою,
Я сыграю и спою.
Предлагает Вите Дима:
— Хочешь конницу мою?
Всех коней своих любимых
Я тебе играть даю.
Пусть они помчатся вскачь!
Ну, а ты мне дашь свой мяч…
Предложения детей обыгрываются и демонстрируются, как и с 1 группой детей. Воспитатель может внести предложение пригласить в игру мальчиков на роль…. (привлекает девочек для выбора роли мальчикам)
Воспитатель получает новое сообщение по телефону: Дети, пришло сообщение из библиотеки – все сказочные предметы вернулись в свои сказки, ваше умение договаривать для общих игр, предлагать интересный замысел, новые роли помогли сохранить для детей сказочные истории, которые учат доброте, справедливости.
-Саша, чему тебя сегодня научила наша игра? Кому было трудно выполнять задания? Кто тебе помог? В какую игру, тебе Лера, захотелось поиграть еще раз?
Заключительная часть
Воспитатель: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям сложить из ладоней «Пирамиду дружбы» и произнести слова: «Будем мы всегда дружить, будем дружбой дорожить!»).