Елена Григорьевна Моисеева
Модель организации адаптации детей раннего возраста средствами фольклора (из личного опыта)
Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Публикация «Модель организации адаптации детей раннего возраста средствами фольклора (из личного опыта)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Эти и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем – формирование адаптивности ребенка раннего возраста как способности самостоятельно достигать динамического равновесия с миром вне зависимости от принадлежности ребенка к конкретному образовательному учреждению или коллективу сверстников.
Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста доказал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к ДОУ. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.
В ходе работы выстроена модель использования произведений устного народного творчества:
1. Подобран фольклорный материал в соответствии возраста детей;
2. Собран иллюстративный материал с фольклорными произведениями.
3. Оформлена папка – передвижка «Наши пальчики играли…»,
с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками;
4. Систематизирован материал для родителей «Песенки – пестушки в жизни детей», оформлен стенд для родителей «Развиваем пальчики малыша», проведено родительское собрание «Успешная адаптация малышей к детскому саду через фольклорные произведения».
Фольклорные произведения используются на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты.
При встрече с ребёнком здоровалась с ним и приглашала пройти в группу, используя фольклор :
Доброе утро, зайка мой!
Доброе утро, Вова дорогой!
Я Вовочку люблю,
Ему песенку спою.
***
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
…. хороший.
…. пригожий.
Такие добрые слова говорила всем детям, приходящим в детский сад.
В первые дни пребывания малыша в детском саду многим не нравятся гигиенические процедуры: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки можно использовать потешки, песенки.
Так, при умывании детей :
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке.
***
Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Мылом, мылом чисто мойся,
Ни о чем не беспокойся.
Мыло не кусается, просто умывается.
***
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки, на свои ладошки.
Ах, какие ладошки! Чистые ладошки!
Удачно подобранная потешка помогает мне и во время кормления:
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.
***
Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,
Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне. Вот и кончился обед.
***
Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!
Чтобы силы были, супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит в животе один сидит.
Ножками топочет - он обедать хочет!
Вот несет мне ложечка супчик из горошка
И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.
Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».
***
Каша из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтобы Аня ела.
***
Умница, Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись кашка сладка,
Из густого молока,
Из густого молока
Да из мелкой крупки
У того, кто кашу съест
Вырастут все зубки!
При одевании детей на прогулку проговариваю:
Мы наденем Мишке,
Теплые штанишки,
Мы наденем Мишке
Ботинки малышки.
***
Вот они, сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
При укладывании детей спать, также использую потешки, колыбельные.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши ручки отдыхают.
Ножки отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Процесс пробуждения детей :
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся наш дружок,
Встань, наш Мишенька, дружок.
***
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
Часто используются и пальчиковые игры, в основу которых также положено содержание пестушек и потешек. Они способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния, развивают тактильно - кинестическую чувствительность и мелкую моторику рук, забавляют детей, вызывают у них радость. Я включаю пальчиковые игры в непосредственно образовательную деятельность, и во все режимные моменты.
Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:
Пальчики, пальчики,
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Этот пальчик Машенька,
Этот пальчик Сашенька,
Посередочке Сергей,
А за ними Алексей,
Ну а этот Гришка,
Гришка – шалунишка.
***
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Анализ адаптационного периода в группе позволяет сделать вывод, что процесс привыкания детей к детскому саду проходит успешно: из 23 детей – у 17 воспитанников наблюдается легкая степень адаптации, у 6- средняя степень; тяжелая степень адаптации отсутствует. Можно сказать, что модель организации адаптации детей раннего возраста правильно построена.