Людмила Дубняк
Консультация «Ознакомление детей с произведениями художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему: "Ознакомление детей с произведениями художественной литературы"
Людмила Дубняк
Литературные произведения оказывают большое влияние на развитие детей. В группах детского сада детям часто читают сказки и рассказы, беседуют с ними о прочитанном, учат их пересказывать, декламировать стихи и т. д. При этом очень важную роль играют произведения фольклора: как малые формы - пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные - сказки. Мы придаем особое значение использованию в нашей работе малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание.
Публикация «Консультация „Ознакомление детей с произведениями художественной литературы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Произведения народного творчества в работе с детьми следует рас- сматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т. е. в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, природой, бытовыми ситуациями, рассматриванием картин и т. д.
В старших группах пословицы, поговорки. загадки используются в основном как средство развития мышления, а чистоговорки - как средство закрепления правильного звукопроизношения. Особенно хочется остановиться на опыте использования потешек как средства формирования разных сторон речи при аномальном ее развитии.
Потешки используются в работе с детьми практически с первых дней обучения. Их содержание позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети не владеют активной речью. Произведения фольклора построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению.
Потешки часто состоят из простых по звукослоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшитель но-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение как для усвоения, так и для употребления этих слов детьми в речевой коммуника ции. На определенном этапе развития речи они составляют "особый", свойствен ный детям словарь, доступный значительно раньше, чем номинативная форма, и которым родители часто пользуются в общении с детьми.
Например, упрощенные слова, более доступные для детей в произноситель- ном плане: кошка - киса, киска, котя; петух - петя; заяц - зайка и т. д. .
На определенном этапе развития речи необходимо включение в активную речь детей слов, обозначающих действия. Они являются основными речевыми средствами, обеспечивающими построение побудительной речи сначала в форме однословного обращения, а затем и в форме предложения.
В потешках, как правило, широко представлены слова, обозначающие дейст вия. Они могут в значительной мере пополнить словарь детей. С использованием многих потешек можно легко продемонстрировать действия, обозначенные словом, и тем самым связать само слово с действием. Например:
Водичка, водичка, Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Употребляется пять разных глаголов в различных грамматических формах. Но все они понятны детям в ситуации умывания. Частое употребление потешки при умывании приводит к ее непроизвольному запоминанию. В потешках, как и в других произведениях устного народного творчества, часто встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы (водичка, роток, зубок и т. д.). Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах, например, в полной и уменьшительно - ласкательной форме. Так, в потешке:
Уж ты, котенька, коток, котя, серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать, нашу деточку качать. название кота дается в трех вариантах: котенька, котя, коток. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым обобщениям.
В произведениях устного народного творчества часто употребляются постоян ные эпитеты. Многократно прослушивая их, дети непроизвольно запоминают словосочетания и одновременно усваивают не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. В различных произведениях фольклора, в том числе и в потешках, мы обнаружива ем большое количество диалогической и обращенной речи. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания и обучения детей обраще нной речи (Киска, киска, киска, брысь., Курочка -рябушечка, куда пошла?.)
В произведениях устного народного творчества встречаются и количествен- ные числительные, которые употребляются в числовом ряду от одного до пяти-шести. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Например:
Раз, два, три, четыре, пять- вышел зайчик погулять.
Фольклорные произведения мы используем с целью выделения ударных слогов. Они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы: Ой, ребята, та-ра-ра - На горе стоит гора!
Потешки хорошо использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов:
Петушок, петушок, Золотой гребешок.
В характеристике детей часто отмечаются затруднения в игре, которые проявляются в неумении пользоваться предметами - заменителями. Подвести детей к употреблению в игре предметов - заменителей можно разными путями. Один из них -использование потешек, содержанием которых является диалог в со- четании с движениями пальцев рук. ("Сорока - ворона", "Пальчик - мальчик. " и т. д.). Чаще всего такие потешки используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук. Но с их помощью можно также показать детям условность разгово- ра -диалога ("С пальчиками можно разговаривать"). Поняв условность разговора с пальчиками, ребенок легче переходит к условности предметов - заменителей, употребляемых в игре.
Для использования в нашей работе литературных произведений их следует отбирать с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произве дения могут использоваться с разными целями: то для развития восприятия речи, то для развития речевых средств, то для развития речевой коммуникации.