Татьяна Базаркина
Консультация на тему «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И. П. Павлов и И. М Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая большое познавательное значение деятельности руки, И. П. Павлов считал её тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами».
Публикация «Консультация на тему „Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач, в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
Конструирование помогает дошкольникам войти в мир cоциального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Конструирование — это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных cпособноcтей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие cамостоятельноcти, способности детей решать любые задачи творчески.
В заключение хотелось отметить, что творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д. А в конструктивной деятельности они могут проявляться как ни в какой другой деятельности ребенка. Если их развивать и способствовать этому, то дети будут склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство детей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Будет развиваться творческое мышление, которое характеризуется следующими основными особенностями:
• Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей
• (в данном случае важно не их качество, а их количество).
• Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
• Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи
• (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с
• общепринятыми).
• Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или
• придавать ему законченный вид.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. А решить эти задачи мы с вами сможем только благодаря повседневной и кропотливой работе с детьми на занятиях и вне их.