Ольга Латакова
Консультация «Что предусматривает программа «От рождения до школы» по развитию у детей представлений о месте человека»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что предусматривает программа «От рождения до школы» по развитию у детей представлений о месте человека»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
НА ТЕМУ: Что предусматривает программа «От рождения до школы» по развитию у детей представлений о месте человека в истории и культуре.
Воспитатель: Латакова О. В.
МБДОУ ЦРР Детский сад № 183
2016 г.
Публикация «Консультация „Что предусматривает программа „От рождения до школы“ по развитию у детей представлений о месте человека“» размещена в разделах
Вхождения ребенка в мир человеческой культуры является одним из приоритетных направлений педагогической работы. В связи с этим возникает необходимость проведение углубленной работы по формированию основ социального и правового сознания, развития представлений о месте человека в истории и культуре, роли в техническом прогрессе.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говориться: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.»
Содержание программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них – познавательное развитие: формирование первичных представлений о малой Родине и Отечества, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
Младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Формировать интерес к малой родине и первичной представление о ней: напоминать детям названия города (поселка, в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере) и пр.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Расширять представление о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Расширять представление детей о родной стране, о государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине.
Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7)
Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных и национальностей и их обычаям.
Расширять представления о Москве – главном городе, столице России.
Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, знакомить с произведениями народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора. Познакомить детей с архитектурой. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.
Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, хороводы, песни, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.
Познакомить с понятием «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре).
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись, с керамическими изделиями, народными игрушками.
Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Взаимодействие со специалистами.
В работу вовлечены специалисты детского сада. Музыкальный руководитель на своих занятиях знакомит детей с песнями, танцами, музыкальными инструментами народов мира. Инструктор по физической культуре проводит подвижные игры, эстафеты. Активно используется взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города для расширения представлений детей об источниках познания.
Работа с родителями.
Процесс развития умственных, творческих и эмоциональных способностей дошкольника через знакомство с ценностями национальной культуры находит поддержку у родителей. Взаимодействие педагогов и родителей построено по принципу сотрудничества, что обусловливает эффективность процесса приобщения дошкольников к культуре разных стран.
Формами взаимодействия детского сада и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии в музеи, на выставки, совместные спектакли, выставки поделок и рисунков.
Родительские собрания дают первоначальные знания по воспитанию и познавательно- речевому развитию детей, позволяют создавать традиции как внутри группы, так и в семье (традиция - беседа "что я видел по дороге" когда ребенок входит в группу или домой; рассказывание сказок родителями детям на ночь);
Открытые занятия обогащают знания родителей по познавательному развитию, дают представления об умениях и навыках, имеющихся у детей, обучают методике работы с дидактическими играми и пособиями.
Анкетирование родителей позволяет выяснить мнение родителей по вопросам развития детей, эффективность проведения мероприятий наметить план работы.
Театральные постановки сказок совместно с родителями - позволяют раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развитие гордость у детей за мам и пап. Такие совместные мероприятия устанавливают неформальную атмосферу общения между родителями и педагогами, что позволяет повысить эффективность в работе с детьми по развитию речи.
Всегда будет успех, если семья работает вместе с педагогом. Каждая цель доводится до сведения родителей, обращаю их внимание на то, чему детский сад хочет научить детей. Поэтому родители - активные помощники в воспитании детей. Тесное активное взаимодействие и сотрудничество помогает детскому саду в воспитании и развитии детей.
Организация предметно-пространственной среды.
Содержание материалов пополняется и обновляется в зависимости от возраста, от календарных дат и изучаемых на данный момент тем.
В группе должно быть:
- Российский флаг, герб России, портрет президента России;
- Иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей;
- Портреты героев войны;
- Иллюстрации родов войск;
- Вооружение и доспехи древних русских воинов;
- Фотографии исторических памятников России и родного города;
- Книги о родном городе;
- Иллюстрации к сказкам народов России;
- Изделия народных промыслов, народные игрушки;
- Настольно печатные игры;
- Альбомы для раскрашивания о городе и стране;
- Книги с рисунками и фотографиями об истории и современности своего города, страны;
- Картины для бесед с детьми;
- Литература для детей.
Литература:
1) Дыбина О. В. Что было до. : Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999.
2) Князева О. П., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
3) Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
4) Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М., 2002.
5) Курочкина Н. А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством /Библиотека программы "Детство". СПб., 2000.
6) История вещей, традиций, обычаев
7) Богданов В. В., Попова С. Н. Истории обыкновенных вещей. - М., 1992.
8) Ильин М. Сто тысяч почему. Л., 1989.
9) Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993.
10) Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е. В. Смирницкой. М., 1995.
11) Научно-популярные издания для детей
12) Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ. - М., 1996.
13) Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ. - М., 1994.
14) Библейские повествования. - М., 1989.
15) Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб., 2006.
16) Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. – 3 –е изд., испр. – М., 2009.