Папки-передвижки

Развитие пространственно-временных представлений у детей 6–8 лет. Дополнительная общеобразовательная программа

Галина Ханова
Развитие пространственно-временных представлений у детей 6–8 лет. Дополнительная общеобразовательная программа
▼ Скачать + Заказать документы

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

2. Задачи

3. Формируемые компетенции

4. Содержание образования

5. Методическое обеспечение

6. Материально-техническое оснащение

7. Литература

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

1.1. Программа «Развитие пространственно-временных представлений у детей 6-8 лет» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида социально-педагогической направленности базового уровня освоения образовательных результатов.

Публикация «Развитие пространственно-временных представлений у детей 6–8 лет, Дополнительная общеобразовательная программа» размещена в разделах

1.2. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по формированию у детей 6-7 лет умений ориентироваться в пространстве и времени, что позволит избежать возникновения ряда трудностей в обучении.

1.3. Назначение программы заключается в оказании услуг по систематизации информации о времени и пространстве у детей 6 – 7 летнего возраста, что даст возможность ребёнку видеть единство временно-пространственных отношений.

1.4. Целью программы является формирование у детей дошкольного возраста единых пространственных и временных ориентировочных действий.

1.5. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения Программы Л. Бондаревой и А. Нечаевой «Развитие единых временно-пространственных представлений у детей 5 – 7 лет».

1.6. Исходной теоретической основой программы является положения

об образе-комплексе как основном средстве умственной деятельности дошкольника, позволяющем отразить в единстве различные свойства деятельности;

о формировании как способе целенаправленного становления у ребёнка 5 – 7 лет знаково-символической деятельности;

о развивающих возможностях игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста.

1.7. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование умений ориентироваться в пространстве и времени к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка.

1.8. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка.

1.9. Срок реализации программы :

программа рассчитана на один год обучения.

общая продолжительность обучения составляет 36 учебных часов в год.

1.10. Режим занятий:

занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут;

принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.11. Возраст обучающихся: 6 – 8 лет.

1.12. Количество обучающихся в группе: не более 15 человек.

1.13. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.

1.14. Формы занятий:

изучение основ теоретических знаний в игровой форме;

практические занятия в игровой форме.

1.15. Формы подведения итогов реализации программы :

текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;

итоговая диагностика по результатам участия детей в итоговом мероприятии для родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

2. Задачи программы

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. знакомить детей с житейскими ситуациями, включающими временные и пространственные компоненты;

2. развивать у детей познавательный интерес к ориентировочным действиям в пространстве и времени;

3. помогать детям в освоении понятий «пространство» и «время» и их компонентов;

4. формировать у детей 6 – 8 лет единые временно-пространственные представления.

3. Формируемые компетенции

В процессе реализации программы у детей формируются следующие предметные компетенции : умение распознавать понятия «время» и «пространство» по их характеристикам; вербальное обозначение характеристики времени и пространства; владение умениями измерять и сравнивать отрезки времени и параметры пространства; развитие чувства времени в разных видах деятельности; умение планировать и соотносить свои действия во времени и пространстве; способность анализировать единые временно-пространственные отношения.

Также в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции:

1. ценностно-смысловые – умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету.

2. учебно-познавательные – умение пояснить цель, осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

3. социокультурные – иметь представление о социальных нормах и ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; владеть этикой взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.

4. коммуникативные – уметь выступать с устным сообщением, отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; иметь позитивные навыки общения.

5. информационные – владеть навыками работы с различными источниками информации; осознанно воспринимать информацию, уметь выделять в ней главное и необходимое;

6. здоровьесберегающие – умение позитивно относиться к своему здоровью; заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

4. Содержание образования

Раздел «Время»

«День и ночь – сутки прочь». Знание о частях суток и их последовательности (утро – день – вечер – ночь).

Практическая работа: игра «Я знаю все части суток», игра «Назови соседей», беседа с показом иллюстраций «Когда это бывает?», чтение сказки с элементами анализа, игровые упражнения с элементами беседы: «Кто когда спит?», «Какое бывает утро? (день, вечер).

«Неделькина семья» Представление о неделе, о названиях дней, о порядке их следования друг за другом. Соотнесение определённых событий жизни с конкретными днями недели. Отсчёт недели с любого дня, а не только с понедельника.

Практическая работа: чтение стихотворения З. Александровой «Новая столовая», игровые упражнения «Улица Неделька», игра «Я знаю», игра «Назови пропущенное слово», игра «Назови соседей», работа с общепринятыми приборами измерения времени.

«Четыре времени у года». Представление о временах года. Характеристика времён года по признакам (явления в природе, труд людей, одежда, отдых и т. д.). Признаки похожих времён года – осени и весны.

Практическая работа: беседы с использованием иллюстраций, игра «Когда это бывает?», игровое упражнение «Времена года», опрос «Что бывает только зимой? (весной, летом, осенью, игра «Какого времени года не стало? Назови его соседей».

Раздел «Пространство».

«Я и всё вокруг меня». Чувственная система отсчёта, словесное её освоение, определение направления движения согласно вербальному обозначению. Распознание право и лево. Распознание и обозначение словами местонахождения объекта, взаиморасположения предметов в пространстве, соотнесение своих действий в пространстве с вербальным обозначением. Планирование своих действий в пространстве и измерение его (шагами).

Практическая работа: игра «Кто позвал и откуда», игра «Загадай предмет», игра «Что изменилось?», упражнение «Встаньте так, как я скажу», упражнение «Куда пойдёшь, что найдёшь?», игра «Карусель».

«Знакомство со страницей». Освоение пространства листа : середина листа и его стороны (левая, правая, верхняя, нижняя). Вербальное обозначение местонахождения геометрической фигуры на листе бумаги.

Практическая работа: игра «Найди пару», игра «Куда полетит муха?», упражнение «Поиграем со страничкой».

«Мир глазами другого». «Секрет зеркала» (меняет право и лево). Обратимость пространственного расположения. Обозначение словами местонахождения объекта относительно субъекта. Определение направления движения другого человека. Планирование и соотнесение своих действий в пространстве.

Практическая работа: упражнение «Мир с двух точек зрения», игра «Помоги найти игрушку», игра «Водяной», упражнение «Все любят ходить в гости», упражнение «Что изменилось?», игра «Правильно пойдёшь – игрушку найдёшь».

«Найти поможет план». План – наглядная модель. Обозначение отдельных предметов на плане. Условные обозначения (заместители) реальных предметов. Повторение на плане расположения предметов в реальном пространстве. «Чтение» готового плана. Преобразование знаковых обозначений в вербальную форму.

Практическая работа: упражнение «Что изменилось?», игра «Куда залетела пчела?», игра «Кому передать мяч?», упражнение «Кто, где находится?».

5. Методическое обеспечение

Раздел «Время»

В программе все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) вместе представляют определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения являются основанием для ознакомления с другими и раскрывают существенные характеристики времени (текучесть, непрерывность, необратимость).

Овладение понятием о временных эталонах предполагает :

умение измерять время, пользуясь общепринятыми приборами времени;

знание временных эталонов, их количественных характеристик и восприятие их продолжительности;

осознание зависимости между отдельными звеньями сложной системы временных эталонов.

Изучение содержания данного раздела программы направлено на решение следующих задач:

1. Формирование умения ориентироваться во времени, что включает:

уточнение и конкретизацию знаний об отрезках времени;

формирование представлений о последовательности и взаимозависимости звеньев сложной системы временных эталонов;

активизацию словаря ребёнка за счёт введения в его лексикон речевых средств ориентировки во времени.

2. Формирование умения определять и измерять время :

формирование представления о количественных характеристиках календарных эталонов;

развитие восприятия продолжительности временных эталонов.

3. Формирование чувства времени и навыков регуляции деятельности во времени:

создание представления о длительности интервалов времени;

формирование умения контролировать время по часам и выполнять задания вовремя, меняя темп работы.

Данные задачи решаются при изучении следующих тем:

«День и ночь – сутки прочь»;

«Неделькина семья»;

«Четыре времени у года».

«День и ночь – сутки прочь». На занятиях по этой теме дети в играх получают и закрепляют знания о частях суток и их последовательности. Для материализованного обозначения суток используется модель «Части суток» - круг, разделённый на четыре части разного цвета (утро – день – вечер – ночь). Это помогает детям понять смену одной части суток другой и даёт представление о сутках в целом. Таким образом, у ребёнка складывается элементарное понятие о течении и непрерывности времени.

Когда дети научатся характеризовать части суток по объективным показателям, уточняются знания об их последовательности. При установлении порядка следования частей суток ребёнок пользуется традиционной цепочкой слов – утро, день, вечер, ночь. В данном случае точкой отсчёта является утро. Однако для формирования умения устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчёта даётся понятие возможности начинать этот отсчёт с любой из частей суток.

Все сформированные понятия о частях суток и о сутках в целом выявляются на заключительном занятии в играх.

Используемые методы работы: игра «Я знаю все части суток», игра «Назови соседей», беседа с показом иллюстраций «Когда это бывает?», чтение сказки с элементами анализа, игровые упражнения с элементами беседы: «Кто когда спит?», «Какое бывает утро? (день, вечер).

«Неделькина семья» На занятиях уточняются представления о неделе, о названиях дней, о порядке их следования друг за другом. Дети соотносят определённые события своей жизни с конкретными днями недели. Как правило, они свободно называют дни недели, но не понимают, что отсчёт недели возможен с любого дня. В процессе изучения данной темы у них формируется понятие возможности отсчёта недели с любого дня, а не только с понедельника.

Для того, чтобы детям легче было выстраивать порядок следования дней в неделе, используются цветовые обозначения каждого дня. В процессе игры выстраивается «неделькина улица» в соответствии с названиями дней недели. Затем называются «соседи» одного из дней.

С целью выяснения уровня знаний детей на заключительном занятии им предлагаются игры и упражнения.

Используемые методы работы: чтение стихотворения З. Александровой «Новая столовая», игровые упражнения «Улица Неделька», игра «Я знаю», игра «Назови пропущенное слово», игра «Назови соседей», работа с общепринятыми приборами измерения времени.

«Четыре времени у года». Данная тема предполагает формирование у детей в ходе бесед с использованием иллюстраций представления о временах года. Детям предлагается охарактеризовать время года по признакам (явления в природе, труд людей, одежда, отдых и т. д.).

Каждое время года обозначается соответствующим цветом. С помощью цветных кружков каждый ребёнок вербально характеризует определённое время года.

На занятиях используется модель «Времена года» в виде круга, разделённого на части с изображением картинок времени года. Эта модель помогает детям наглядно представить последовательность смены одного времени года другим.

Иллюстрации с изображением пейзажей дают детям возможность увидеть и сравнить каждое время года, т. к. изучаемый отрезок времени не всегда совпадает с реальным. Особенно акцентируется внимание на признаках похожих времён года – осени и весны. Для уточнения детям предлагается понаблюдать за изменениями, происходящими в природе в данное время года.

Выстраивая порядок следования времён года, дети пользуются картинками серии «Времена года».

На заключительном занятии дети демонстрируют приобретённые знания и умения в играх и упражнениях.

Используемые методы работы: беседы с использованием иллюстраций, игра «Когда это бывает?», игровое упражнение «Времена года», опрос «Что бывает только зимой? (весной, летом, осенью, игра «Какого времени года не стало? Назови его соседей».

Раздел «Пространство».

Основным понятием данного раздела является пространственная ориентировка. Для хорошего усвоения знаний о пространстве в процессе обучения обязательно нужно использовать наглядность.

Овладение понятием «Пространственная ориентировка» предполагает формирование :

представлений о предметах, их величине, форме и месте их расположения;

умение пользоваться какой-нибудь системой отсчёта;

способности оперировать модельными образами;

действий на основе знаково-символической деятельности;

умения ориентироваться на ограниченном поле (лист бумаги).

В процессе развития указанных умений у ребят пополняется словарный запас. Они учатся выполнять действия и пространственные отношения вербально. Усвоение слов-обозначений помогает понять и относительность пространственных отношений.

Умение различать «право» и «лево» позволяет ребёнку определять направление движения, места расположения окружающих предметов.

Изучения содержания данного раздела программы направлено на решение следующих задач:

ориентировку относительно расположения предметов в окружающем пространстве;

ориентировку в пространстве листа;

вербальное обозначение пространственных отношений;

пространственного воображения;

развитие способности к наглядному моделированию пространственных отношений;

формирование умения ориентироваться на материализованном материале (построение и использование графического пространственного плана, а также умения пользоваться символическими обозначениями.

Решение поставленных задач осуществляется при изучении тем:

«Я и всё вокруг меня»;

«Знакомство со страницей»;

Мир глазами другого»;

Найти поможет план».

«Я и всё вокруг меня». Изучая эту тему, ребёнок, опираясь на чувственную систему отсчёта, осваивает её словесно, т. е. определяет направление и двигается согласно вербальному обозначению. Дети учатся распознавать право и лево.

В играх дети учатся распознавать и обозначать словами местонахождение объекта, взаиморасположение предметов в пространстве, соотносить свои действия в пространстве с вербальным обозначением, планировать свои действия в пространстве и измерять его (шагами).

На заключительном занятии детям предлагается серия игр и упражнений для выявления уровня сформированности умений.

Используемые методы работы: игра «Кто позвал и откуда», игра «Загадай предмет», игра «Что изменилось?», упражнение «Встаньте так, как я скажу», упражнение «Куда пойдёшь, что найдёшь?», игра «Карусель».

«Знакомство со страницей». На занятиях по данной теме дети осваивают пространство листа. Они знакомятся с серединой листа и его сторонами (левая, правая, верхняя, нижняя). В игре детям предлагается вербально обозначать местонахождение геометрической фигуры на листе бумаги, что способствует развитию умения ориентироваться на его пространстве.

Практическое упражнение с элементами аппликации даёт возможность соотносить вербальное обозначение пространственных отношений с действиями на листе.

На заключительном занятии проводятся игры с целью выяснения уровня знаний детей.

Используемые методы работы: игра «Найди пару», игра «Куда полетит муха?», упражнение «Поиграем со страничкой».

«Мир глазами другого». Изучая тему, дети раскрывают «секрет зеркала», который заключается в том, что оно меняет право и лево. Перед ними ставятся задачи на выяснение обратимости пространственного расположения, т. е. формируется умение мысленно «встать» на место другого человека. Игры и упражнения данного раздела способствуют развитию пространственного воображения и мышления, а также умения мысленно вращать предмет. В ходе игр формируются умения различать правую и левую стороны у себя и у другого человека, обозначать словом местонахождение объекта относительно субъекта, определять направление движения другого человека, планировать и соотносить свои действия в пространстве.

На заключительном занятии детям предлагается набор игр и упражнений, направленных на выявление уровня сформированности базовых умений.

Используемые методы работы: упражнение «Мир с двух точек зрения», игра «Помоги найти игрушку», игра «Водяной», упражнение «Все любят ходить в гости», упражнение «Что изменилось?», игра «Правильно пойдёшь – игрушку найдёшь».

«Найти поможет план». Тема включает в себя знания с использованием знаков и наглядных моделей. План – это и есть наглядная модель: отдельные предметы обозначены на нём при помощи заместителей (геометрических фигур, а взаимное расположение их на плане повторяет расположение в реальном пространстве. Дети учатся «читать» готовый план, усваивая условные обозначения реальных предметов. Работая с планом, дети приобретают умение «читать» и запоминать свой путь по знакам, преобразовывать знаковые обозначения в вербальную форму, а затем применять их в практической деятельности.

Используемые методы работы: упражнение «Что изменилось?», игра «Куда залетела пчела?», игра «Кому передать мяч?», упражнение «Кто, где находится?».

6. Техническое обеспечение

1. Модель «Части суток» (круг, разделённый на четыре части разного цвета (утро – день – вечер – ночь).

2. Модель недели с цветовым обозначением каждого дня.

3. Модель «Времена года» (круг, разделённый на части с изображением картинок времени года).

4. Картинки серии «Времена года».

5. Листы бумаги разного цвета.

6. Зеркала.

7. Модели условных обозначений (заместителей) реальных предметов.

8. Модели плана.

9. Магнитофон и кассеты с аудиозаписями детских песенок и стихов по темам программы.

10. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.

11. Доступ к информационно-коммуникационным сетям

7. Литература

1. Башаева Т. В. Как ребёнок воспринимает окружающее [Текст] / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития. 2000.

2. Светлова И. Е. Укрепляем память / Илл. Т. Ляхович. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с., ил. – (Академия дошкольного развития)

3. Светлова И. Е. Логика / Илл. Е. В. Мельниковой. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с., ил. – (Академия дошкольного развития)

4. Светлова И. Е. Познаём окружающий мир / Ил. Е. Нитылкиной. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 80 с., ил. – (Академия дошкольного развития)

5. Светлова И. Е. Готов ли ваш ребёнок к школе / Илл. Н. Воробьёвой. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с., ил. – (Академия дошкольного развития)

6. Смирнова М. Н. Большая книга занятий для будущих первоклассников. Внимание, память, мышление, познавательные способности и мелкая моторика руки / М. Н. Смирнова; худож. А. А. – Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 128 с. : ил. – (Развивающее обучение)

7. Степанов ВА. Время. Времена года. Учебник для малышей. ООО Издательство «Фламинго», 2003.

Публикации по теме:

Проект «Развитие пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ» Проект Разработала: учитель-дефектологБауэр Н. А г. Ачинск Красноярский край МБОУ «Школа № 15» Тема: «Развитие пространственно-временных.

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вежливости» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Программа «Азбука вежливости» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной.

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста (5–7 лет) (срок реализации 2 года) I. Пояснительная записка. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного,.

Дополнительная общеобразовательная программа «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Пояснительная записка Актуальность. Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние.

Дополнительная общеобразовательная программа художественного направления. Кружок по бисероплетению МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей в возрасте 5–7 лет Введение. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленькие художники» 1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности. Данная программа направлена на художественно.

Комплексно-тематическое планирование по формированию пространственно-временных представлений в средней группе с детьми ЗПР Месяц Неделя Лексическая тема Задачи Дидактические игры Ориентировка во времени в пространстве Сентябрь 4 Осень. Деревья Ориентировка.

Театр для начинающих — дополнительная общеобразовательная программа СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 1.1. Программа «Театр для начинающих» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной.

«Волшебный мир танца» — дополнительная общеобразовательная программа ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТАНЦА Дополнительная общеобразовательная программа ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Программа «Волшебный мир танца» (далее – программа).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственно-временных представлений у детей 6–8 лет. Дополнительная общеобразовательная программа
Опубликовано: 1 марта 2016 в 08:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие пространственно-временных представлений у детей 6–8 лет. Дополнительная общеобразовательная программа» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ханова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД