Елена Янченко
Консультация «Как организовать работу по развитию математических представлений в средней группе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему: «Формируйте предматематические представления интересно или как организовать работу по развитию математических представлений в средней группе ДОУ».
Математика - это язык, на котором написана книга природы. Г. Галилей)
Публикация «Консультация „Как организовать работу по развитию математических представлений в средней группе ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст закладывает начала всестороннего личностного и интеллектуального формирования и развития ребенка, закладываются предосновы научной картины мира, логического осмысления бытия человека. Еще древние греки связывали познание мира с математикой и логикой (вспомнить хотя бы знаменитое «Да не знающий геометрии не войдёт сюда!» над входом в Платоновскую Академию). Математическую предподготовку я предлагаю рассматривать как глубокую подготовку к освоению мира в его взаимосвязях и логике. Причем осваивает её ребенок самостоятельно, выступая активным и инициативным исследователем — субъектом познания.
Ребенку свойственно спонтанно устанавливать причинно- следственные связи. Он стремится увязать видимые события. Эту стихийность возможно использовать для развития математических представлений. Особенно ярко эта особенность проявляется в 4-5- летнем возрасте.
Основную работу по формированию предматематических представлений необходимо в возрасте выполнять через формирование условий. Напомню, что условия должны вызвать у ребенка интерес (эмоциональные компонент, который породит активность, которая расценивается как проявление как раз инициативности и самостоятельности. Итак, создавайте условия:
1. Развивающая предметно- пространственная среда. Я предлагаю не концентрировать математически объекты в уголке, а распространить их по группе, используя принцип организации пространства «функциональный модуль». Конечно, следует создать картотеку дидактических игр. Её наличие поможет вам «привязать» игры к разному пространству группы. Так, игра «Ищи и находи», направленная на поиск предметов разной формы, цвета. Размера организует перемещение детей, направит на активное восприятие. Кстати, по заданию и условиям, эта игра продолжается и дома у детей — на следующий день, после домашнего поиска, дети рассказывают что у них дома тоже прямоугольное или высокое. В том же смысле — весело и подвижно, работает игра «Возьми столько же».
Особый ресурс — это конструкторы. В группе их должно быть не менее четырех видов, обязательно — с крупными геометрическими формами. Использовать их можно классически — через постройки, по образцу и по схеме. А можно и игровым способом. В группе очень удобен ковер в клетку, примерно 10 х10. Он может использоваться как игровое поле («Чередование цвета», «Любой, только не.», «На один больше», и просто игры с кубиком, типа бродилок). Детали конструкторов идеально подходят для организации игры на ковре.
Я хотела бы призвать педагогов не увлекаться тетрадями с заданиями, которые обильно продаются. На мой взгляд, это отрывает детей от математического осмысления окружающего. Все задания- -в тетрадке, а как же окружающий мир, его понимание? Поэтому в группе должно быть множество материалов для сосчитывания, плоскостные модели фигур, палитры цветов, мерки длины и объемов. Наши классики не зря говорили, что понять тонкости математики ребенок сможет только тогда, когда РУКАМИ перемеряет, сложит и разделит предметы, рассортирует по признаку.
Применять одноко следует и готовые игры с математическим содержанием, их много в продаже. Я рекомендую обмениваться играми с соседями — внесение новых игр стимулирует интерес — и активность.
Огромный ресурс имеет и прогулка. Из палочек и камешков мы выкладываем множества и сравниваем группы. На весах взвешиваем всё, что встречается. В песочнице замечательно работать меркой — сколько мисочек песка в ведерке? Что больше, три кастрюльки или три ведерка. Родители помогут вам создать коллекцию объемов — принесут коробки и кастрюльки для воды и песка. Из подвижные игр я очень рекомендую любимую с детства «Гигантские шаги», которая одновременно формирует и концентрацию /произвольность, и учит детей считать, приближаясь к объекту, и соизмерять длинные и короткие шаги и расстояния.
2. Значимое условие — это творческое содружество родителей и педагога в работе. По моему опыту, на работу по математике родители соглашаются хорошо, понимают значение математической подготовки в будущей школьной успешности. Нужно только поддерживать их интерес, давать научные знания, вооружать играми и игровыми приемами и предлагать интересные проекты.
3. Использование современных технологий работы и нетрадиционных форм работы. Использование СОТ в работе — очевидно полезно. Из собственного опыта могу горячо рекомендовать использование интерактивной доски и системы развивающих заданий к ней. Высочайший интерес и ответственное отношение, желание продолжать и участвовать абсолютно всем и каждому гарантировано. Именно это и нужно для формирования инициативности и субъектности. Может быть снизится плотность занятия, но интерес детей к решению заданий математического всё окупает.
Как отдельную рекомендацию хотелось бы оговорить подготовку математических досугов. В связи с рекомендацией ФГОС ДО о введении культурных практик в работу, в связи с необходимостью педагогу готовить «сенсорный и интеллектуальный тренинг» раз в две недели, воспитателю нужно подобрать систему, автора, материалы которого помогут организовывать такой досуг. Для меня это материалы Г. Е. Сычевой «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников, которые могут посоветовать всем воспитателям групп среднего возраста. Главный герой царь Считай Второй- это отличный сюжетный персонаж, который поможет оценить работу, подать материал, поддержать интерес.
Еще одной формой работы, которую можно посоветовать, являются выставки и конкурсы на математическую тематику. Например «Задачка-картинка по математике», «Подскажу, сколько мне лет/на каком этаже живу/.»- -это поделок из различных материалов, которые мы потом решим в группе. А еще у нас в группе проходит конкурс «Мистер и Мисс математика», в котором участвуют и родители и дети, решая и создавая костюмы, проводя эксперименты и играя в командные игры. Очень рекомендую творчество в данном направлении, это несомненная польза для детей, поддержка со стороны родителей и возможность проявить свои креативные, организаторские и художественные способности со стороны педагога.
Итак, рекомендации:
- Отнеситесь к математическому развитию детей как к зоне инновационного поиска и творчества. Это благодарная работа и способ творческого самовыражения.
-Научитесь использовать предметно- пространственную среду группы и участка для развития математических представлений и способностей. Математика не прячется в уголке математики и тем более в тетрадке с заданиями.
- Постоянно пополняемая картотека дидактических и иных игр по математике будет способствовать развитию игрового репертуара детей — и игровому освоению пространства.
- Родители хотят дополнительных занятий именно по математике. Следует активно пользоваться этим ресурсом, привлекая их к совместной работе.
- Сенсорный и интеллектуальный тренинг, интеллектуальный досуг детей — это и обязанность воспитателя, и интересная форма работы, дающая высокий уровень творческой самостоятельности. Содержательную помощь в их организации окажут ресурсы Интернет, сказочные или рифмованные подборки, например Степанова, Е. Кузнецовой и других.
И последнее, если вы хотите сделать детей умными, их нужно сделать счастливыми. Получайте сами удовольствие от работы по направлению, радуйтесь успехам детей, гордитесь их открытиями — и вы увидите, как математическое творчество станет достоянием группы, с каким интересом они будут искать, придумывать и решать жизненные задачи на основе математики.