Людмила Бердияну
Консультация «Методы и формы работы с детьми по вопросам преодоления кризисных проблем воспитания ребенка с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения: калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных и закономерных событий формирует особенность личности ребёнка, его отношение к окружающему миру. Детям с ограниченными возможностями здоровья очень важно вовремя быть принятыми, понятыми, увиденными, услышанными.
Современное российское образование, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, имеет гуманистическую направленность. Создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т. д. Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является помощь психологическому и социальному развитию детей, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности.
Публикация «Консультация „Методы и формы работы с детьми по вопросам преодоления кризисных проблем воспитания ребенка с ОВЗ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
По мнению Т. В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В соответствии с разными профессиональными подходами и разными основаниями для систематики существуют разные классификации детей с ОВЗ.
Так, в классификации А. Р. Маллера, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
• глухие;
• слабослышащие;
• позднооглохшие;
• незрячие;
• слабовидящие;
• лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
• лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
• лица с нарушением интеллекта;
• дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
• лица с тяжелыми нарушениями речи;
• лица со сложными недостатками развития.
Т. В. Егорова дает более обобщенную классификацию, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
• телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
• сенсорные нарушения (слух, зрение);
• нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
Таким образом, диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Но я остановлюсь на категорию слабослышащих и глухих детей после КИ.
Метод кохлеарной имплантации (КИ) занял приоритетное место в числе разнообразных средств помощи людям с нарушенным слухом в течение последних десятилетий. Он является наиболее эффективным при сенсоневральной глухоте, ибо обеспечивает значительно большую результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира, чем слухопротезирование самыми современными индивидуальными слуховыми аппаратами. Резкое увеличение количества глухих детей, перенесших кохлеарную имплантацию, является лучшим доказательством ее эффективности.
Дети после кохлеарной имплантации требуют обязательного реабилитационного сопровождения. Это связано с тем, что обучающиеся и воспитанники с кохлеарным имплантом, самой высокоэффективной системой слухоречевой реабилитации, представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухоречевого развития соответствует глухим.
Для формирования процессов понимания речи детям необходимо:
• Накопить в памяти множество образов звуков окружающего мира и звуков речи и научиться их анализировать.
• Овладеть системой родного языка – знать значение слов, правила словоизменения и связи слов в предложении.
• Овладеть навыками звукопроизношения.
• Научиться активно пользоваться речью, как средством общения.
Одновременно ребенок нуждается и в формировании других навыков, которые у глухих обычно развиваются с нарушением:
• Развитие мышления, памяти, внимания, общих преставлений об окружающем мире.
• Развитие двигательной активности и координации движений крупной и мелкой моторики.
• Развитие эмоционально-волевых качеств.
У всех детей в целом, все эти навыки развиваются параллельно и взаимосвязано. Поэтому с самого начала работа проводится во всех направлениях с привлечением всех участников педпроцесса: врачей, родителей, дефектологов, логопедов, психологов, воспитателей, музыкальных работников.
Слух и речь у ребенка после КИ развивается в 2-х ситуациях:
• Спонтанно, в ежедневных естественных ситуациях – дома, на улице, в гостях. Здесь успех имплантации определяется активным участием родителей.
• Во время целенаправленных занятий. Эти специальные занятия позволяют быстрее развить необходимые навыки.
На каждом занятии по всем разделам программы, в каждом режимном моменте мы в своей работе опираемся на общедидактические методы и приемы. Существует огромное количество классификаций методов и приемов. Например:
Методы (способы воздействия или способ передачи знаний) Приемы (варианты применения данного метода)
Игровые - дидактические игры
- подвижные игры
- сюжетно-ролевые игры
- игры-забавы
- инсценировки - создание игровых ситуаций
- обыгрывание игрушек, предметов
- сюрпризность, эмоциональность
- внезапность появления, исчезновение игрушек
- интригующие ситуации
Словесные - беседы
- диалоги
- работа с готовым текстом
- самостоятельное составление текстов
- восприятие с последующим воспроизведением слов, фраз
- называние игрушек, предметов и их изображений, качеств, действий
- составление фраз, предложений по малосюжетным и сюжетным картинкам
- объяснение назначения предмета
- отработка произношения слова, фразы
- отгадывание загадок
Практические - конструирование
- аппликации
- рисование
- упражнения на развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики - совместные действия педагога и ребенка
- выполнение действия по образцу
- самостоятельная деятельность детей
- выполнение поручений
Наглядные - наблюдение за явлениями природы, за трудом взрослых
- рассматривание живых объектов, предметов, картин
- кукольный театр, театр теней, фланелеграф
- просмотр видеосюжетов - непосредственное восприятие предмета, игрушки, изображения
- показ с называнием - демонстрации
Специфические методы и приемы, используемые в слухоречевой реабилитации детей с КИ.
Дети, имеющие речевой процессор, поступают в ДОУ с разным уровнем речевого развития. Это обусловлено временем потери слуха, возрастом слухопротезирования и проведения операции кохлеарной имплантации, наличия сопутствующих нарушений, а также от того, проводилась ли с ребенком коррекционная работа до операции.
Нужно уделять большое внимание коррекционной работе в предоперационный период, т. к. она имеет важное значение для дальнейшего процесса абилитации детей после операции. Основными задачами коррекционной работы в предоперационный период являются: развитие остаточного слуха ребенка, подготовка и развитие физиологической базы речи (развитие артикуляторной моторики, дыхания, активизация голосовых реакций).
Для реализации данных задач используются следующие методы и приемы :
• Упражнения и игры по развитию слухового восприятия, основанные на выработке условно–двигательной реакции на звук, а также игры направленные на обнаружение и различение речевых и неречевых звуков, различение звучаний по акустическим признакам (громкий – тихий звук, длинное – короткое звучание, определение начала и окончания звучания, определение количества и локализации звучания).
• С целью развития артикуляционной и мимической мускулатуры, ежедневно проводится артикуляционная гимнастика. Для того чтобы поддержать интерес дошкольника к очень сложному процессу принятия, удержания и переключения артикуляционных поз педагогу необходимо разнообразить этот вид деятельности различными приемами. Мы, например, используем специально подготовленные презентации или картинки-символы.
• Для формирования правильного речевого (диафрагмального) дыхания проводится дыхательная гимнастика.
• Для проведения дыхательных упражнений несложно приобрести готовые или самостоятельно изготовить различные приспособления.
После проведения операции кохлеарной имплантации дети находятся, как правило, на начальном или основном этапе реабилитации, выделяемым Королевой И. В.
В эти периоды необходимо:
• достичь оптимального уровня настройки КИ, позволяющего ребенку воспринимать звуки всего частотного диапазона на расстоянии более 2 метров;
• продолжать развивать интерес к любым звукам;
• активизировать спонтанную голосовую активность, вызывать у ребенка интерес к собственному голосу, возможностям его изменения;
• продолжать учить обнаруживать и различать звуки по акустическим признакам;
• связывать звуки с вызывающими их предметами, действиями, а слова с обозначаемыми предметами (действиями, признаками).
Для реализации задач данного этапа нужно продолжать использовать методы и приемы, применяемые на предоперационном этапе, усложняя предъявляемый материал. В этот период важно фиксировать все слуховые и речевые успехи и неудачи ребенка с целью передачи информации аудиологу. Это необходимо для достижения оптимальных параметров настройки речевого процессора.
С целью формирования у детей ранее перечисленных навыков применяется в практике программа слухоречевой реабилитации «Я слышу мир» - это инновационная методика, разработанная сотрудниками «Санкт-Петербургского НИИ ЛОР», объединяющая усилия врачей, сурдопедагогов, детей и их родителей обеспечивающая создание единой развивающей слухоречевой среды для ребенка, а также интеграцию его в общество слышащих людей.
Программа состоит из увлекательных наглядных материалов и методических рекомендаций. Все игры объединены единым сюжетом - участием любимых детьми героев – Смешариков. Это добавляет эмоциональность и сюрпризность в процесс обучения.
Приведу примеры некоторых методов и приемов используемые в начальный и основной этап слухоречевой реабилитации:
«Где звучало?»
«Кто позвал?»
«Что ты слышишь?»
«Послушай и повтори»
«Что звучало?»
«Слушай заданный звук»
«Кто как голос подает?»
Различение звучаний с электронных носителей.
Различение звучаний в условиях зашумленности
Упражнения для развития мелкой моторики и ориентировки в пространстве.
Крайне важна в этот период роль родителей. Они имеют большие возможности в привлечении внимания ребенка к окружающим бытовым шумам, звукам улицы и т. п., вызывают у него интерес к слушанию, побуждают пользоваться голосом нормальной высоты и силы. Сурдопедагог в этот период консультирует и обучает родителей специфическим методам и приемам.
Важно убедить родителей найти возможность пребывания их детей в среде слышащих сверстников, так как период реабилитации детей после КИ проходит эффективнее в условиях комбинированной группы, в которой слышащие и дети с речевым процессором находились бы в едином образовательном пространстве в течение дня.
В процесс реабилитации детей после КИ вводится обучение игре на музыкальных инструментах и пение. На занятиях дети при работе над ритмами используют барабан, бубен, свисток, фортепиано. В форме игры дети быстро научаются не просто реагировать на звук, но различать как высокие, так и низкие звуки, так как ритм и интонация передаются через низкие частоты, сохранные у детей с нарушением слуха.
Третий этап в развитии восприятия речи называют «языковым этапом». Его длительность достигает 5 и более лет. В этот период мы подбираем методы и приемы, развивающие у ребенка способность быстрее обрабатывать речевую информацию, лучше понимать речь и узнавать звуки в условиях зашумленности, запоминать новые слова и стихи, понимать речь, не обращенную к нему, в том числе с электронных носителей. На занятиях по развитию речи мы продолжаем обогащать и активизировать пассивный и активный словарь, формировать грамматические навыки (на слухо-зрительной и слуховой основе, развиваем диалогическую и связную речь, формируем навык чтения и понимания прочитанного.
Четвертый этап – этап развития связной речи и понимания сложных текстов достигается чаще уже к моменту поступления ребенка в начальную школу. В этот период используются методы и приемы, направленные на дальнейшее обогащение детей представлениями об окружающем мире, активной лексики, связной речи и совершенствование грамматической системы.
Творческий подход на занятиях не только вызывает положительные эмоции у детей, но и благотворно влияет на развитие разговора. Проговаривание во время рисования, обсуждение рисунков и рисование ситуаций из жизни помогает ребенку говорить в естественных ситуациях общения.
В условиях специально организованного процесса реабилитации с применением разнообразных методов и приемов, у детей с КИ достаточно быстро наблюдается положительная динамика в слухоречевом развитии, позволяющем им продолжить обучение в общеобразовательной школе. При условии сохранного интеллекта, формирование речи после КИ идё т по этапам развития речи слышащих детей: они естественным образом накапливают активный и пассивный словарь, овладевают грамматическими навыками и навыками связной речи.
Хорошая реабилитация – залог качественного обучения.
Качественное обучение – путь к полноценной интеграции и социализации!
Только при заинтересованности и взаимодействии педагогов детского сада, родителей можно достичь у детей после кохлеарной имплантации уровня речевого развития, позволяющего им продолжить обучение в общеобразовательной школе.
Библиографический список
1. Балышева Е. Н. Проблемы современной интеграции неслышащих детей в детские дошкольные учреждения общего типа // Дошкольная педагогика. - 2010. – №5.
2. Дорофеева И. И., Гиндина Е. А., Теплухова И. А., Лосева Л. Л. Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом // Дефектология. - 2003. - № 1.
3. Жукова О. С., Королёва И. В. Логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3.
4. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электронное протезирование слуха). – СПб. : КАРО, 2008. – 725с.
5. Шматко Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2009. - № 5.