Наталья Большакова
Формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй.
Без данной взаимосвязи невозможно гармоничное развитие ребёнка, ведь оно происходит не только на основе физического, нравственного, умственного, эстетического, но и обязательно трудового воспитания.
Публикация «Формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а так же к положительному отношению к труду взрослых.
Для того чтобы ребёнок проявлял желание и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно.
Цель ДОУ: активизировать родителей к совместной деятельности по вопросам трудового воспитания, установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки.
Задачи.
1. Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.
2. Создать условия для благополучного сотрудничества с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4. Настроить как детей, так и родителей на совместную плодотворную работу по плану и правилам группы.
Формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания.
1. Педагогический всеобуч. Для родителей проводится самостоятельно или как основная часть родительских собраний. Существуют такие виды всеобуча: тематические, лекции, консультации, собеседования. Основные вопросы : педагогические, психологические, правовые. Материалы всеобуча размещаются на сайте ДОУ, в родительских уголках.
2. Родительские собрания. Проводятся один раз в квартал. Их цель - взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в ДОУ, моделирование задач и перспектив в учебном году.
3. Индивидуальные и групповые консультации – наиболее допустимая форма установления связи педагога с семьей, чтобы оказать помощь родителям по тому или иному вопросу, связанному с воспитанием ребёнка и достижению единой точки зрения в данной области. Главная роль принадлежит воспитателю, так как он планирует тематику и структуру консультаций.
4. Занятия с участием родителей. Подразумевает посещение родителями занятий в ДОУ, вовлекая их в единую образовательную систему, настроить их на совместную плодотворную работу по плану и правилам группы.
5. Дни открытых дверей. Форма, позволяющая родителям познакомиться с ДОУ, его традициями, правилами. Задачами воспитательного и образовательного процесса, а так же показать, что в учреждении создана педагогически грамотная среда для воспитания, развития и укрепления здоровья детей.
6. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов позволит развить взаимоотношения между родителями и детьми через эмоциональное общение, посредством включения взрослых в совместную деятельность.
7. Оформление фотовыставок. Такое взаимодействие дает возможность увидеть родителям, какая работа проводится с детьми в ДОУ, а так же делиться собственным опытом семейного воспитания.
8. Работа с родительским комитетом. Родительский комитет является активным помощником воспитателя, обеспечивает постоянную и систематическую связь между ДОУ и родителями, содействуют педагогической пропаганде для успешного решения задач всестороннего развития детей.
9. Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается информация о направлениях работы ДОУ, годовом плане, целях и задачах разновозрастной группы, отражает работу с детьми в соответствии с требованиями программы.
10. Оформление папок - передвижек. Папки – передвижки служат для информации, которая обновляется, но которую необходимо донести до сведения родителей.
В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает процесс труда, видит, как работают взрослые.
Поэтому в работе с семьёй можно использовать разнообразные формы и методы.
Одним из таких методов, является анкетирование родителей, по результатам анкетирования, воспитатели знакомятся с тем, какие трудовые навыки у ребёнка сложены.
Анкета для родителей
1. Любит ли Ваш ребенок трудиться?
2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
3. Как он относится к выполнению своих обязанностей?
4. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?
5. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?
6. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?
7. Как долго может трудиться Ваш ребенок?
8. Контролируете ли Вы выполнение ребенком домашней работы?
9. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?
10. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?
11. Интересуетесь ли Вы трудовым участием ребенка в жизни группы?
12. Считаете ли Вы необходимым трудовое участие Вашего ребенка в жизни группы и детского сада?
Сильным фактором воспитания, является личный пример взрослых, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути:
первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения;
второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей (благоустройство участка детского сада, изготовление и ремонт скворечников и кормушек для птиц, шитье кукольной одежды).
Такая форма работы поможет решить целый ряд возможных задач:
– делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;
– формировать у детей понятие «трудовая деятельность»;
– показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
– даёт возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;
– развивает монологическую и диалогическую речь;
– способствует усвоению детьми нравственных и этикетных норм.
Перспективный план мероприятий с родителями по вопросам трудового воспитания дошкольников.
сентябрь День добрых дел. Экологический субботник по уборке территории вместе с родителями. Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».
октябрь Конкурс- выставка поделок «Осеннее настроение».
ноябрь Изготовление поделок, открыток ко Дню Матери. Фоторепортаж ко Дню Матери «Делимся семейным опытом», фото из семейного альбома.
декабрь Конкурс самоделок «Волшебные снежинки-холодинки». Изготовление родителями украшений для групп. Выставки снежинок, изготовленные родителям. Изготовление карнавальных костюмов.
январь День добрых дел.
1. Уборка территории от снега, вместе с родителями. Постройка снежного городка. Консультация «Методические рекомендации по ознакомлению с трудом людей разных профессий».
2. Изготовление пригласительных билетов. Совместный праздник «Ах, ты, зимушка – зима. 1. Зима снежная была».
2. февраль Фотовыставка «Папа может, папа может, всё, что угодно»! Совместно с мамами оформление стенда к празднику 23 февраля.
март Оформление стенда «Как я помогаю маме». (детские рисунки). Совместная подготовка к маминому празднику вместе с папами. Изготовление и выставка подарков. Консультация «Взаимодействие с семьёй по трудовому воспитанию».
апрель Праздник «День птиц». Подготовка к празднику «День птиц».
1. Заучивание стихов, изготовление атрибутов к празднику.
2. Экологический субботник «Посади дерево», высадка цветов на клумбу, вместе с родителями.
май День добрых дел «Выносной материал». «Новая жизнь бросового материала». Изготовление и конкурс среди родителей на лучшую брызгалку – погремушку.
Конспект совместного с родителями мероприятия
«Профессии наших родителей»
Задачи:
Расширить у детей знания о профессиях, в том числе и о профессиях своих родителей;
Формировать внимательное и уважительное отношение к маме, как о трудящейся на своей работе;
Развивать навыки коммуникативной культуры;
Развивать музыкальность, певческие навыки;
Развивать творческие способности.
Воспитывать интерес к профессиям, уважение к труду взрослых
Активизация словаря: професии, повар, прачка, врач, работа, труд
Предварительная работа: загадки о профессиях, сюжетно -ролевые игры «Больница», «Детский сад», «Дом», музыкальная игра «Мы платочки постираем»
Ход: взрослые вместе со своими детьми проходят в музыкальный зал, встают в круг.
Педагог: — Добрый вечер, уважаемые взрослые, дети!
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю.
Родители называют свои профессии, передавая друг другу воздушный шарик на палочке. Педагог, как пример начинает с себя:
— Я работаю воспитателем в детском саду.
После того, как все назвали свою профессию, педагог предлагает посмотреть видеосюжет: «Говорят дети» (дети отвечают на вопросы :1) кем работает твоя мама, твой папа, 2)где работает,3) кем ты хочешь стать, когда вырастешь)
Дети вместе с родителями проходят на стулья, смотрят видеосюжет.
Педагог: — Начинать знакомить детей с разнообразным миром профессий необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащает словарный запас.
Что конкретно развивается в детском саду в этом направлении? Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми. Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель-результат» в труде.
Воспитатель, учитывая психологические особенности ребенка: разрабатывает занятия, проводит экскурсии, беседы; подбирает подходящий иллюстрационный материал; знакомит с правилами сюжетно-ролевых игр, проводит различного рода викторины, конкурсы, соревнования; использует в своей работе литературный материал: загадки, стихи, пословицы.
Сегодня, мы вместе с вами рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с профессиями.
-Ребята, утром в детский сад вы идете вместе со своими родителями : мамами и папами. Куда они так спешат, когда выходят из детского сада?
Дети: на работу.
Педагог: — А что такое работа?
Дети: (ответы)
Педагог: Предлагаю вам я тему,
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создает,
Варит, гладит или лечит,
Мы сейчас поговорим,
Им игру мы посвятим.
«Все профессии нужны,
Все профессии важны»
1. Мама надевает на себя белый фартук и колпак. Становится к столу, на котором разложены предметы повара.
Педагог читает загадку:
Кто же мастер щей, борщей
И рагу из овощей?
Вкусный сварит нам бульон,
Торт испечь сумеет он
И нажарит нам котлетки.
Кто же он?
Отгадайте, детки. (повар)
Мама рассказывает: «Повар готовит на кухне разные блюда. Он варит супы, каши, компоты, жарит котлеты, блины, мясо. Повар умеет испечь вкусные пироги и булочки.»
Мама — повар показывает предметы труда, спрашивая детей : «Что это?»
Дети вместе с музыкальным руководителем исполняют музыкальную игру «Оладушки»
Коммуникативная игра «Оладушки»
Мама надевает на себя белый халат и колпак. Становится к столу, на котором разложены предметы врача. Педагог читает загадку:
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо.
Не волнуйся и не плачь —
Ведь тебе поможет (врач)
Врач — это человек, который лечит людей. Врач следит за здоровьем детей. У нее много специальных инструментов и лекарств, которыми лечит и осматривает и детей и взрослых.
Мама — врач показывает предметы ее труда, спрашивая детей : «Что это?»
Мама надевает на себя клеенчатый фартук и косынку. Становится к столу, на котором разложены предметы прачки. Педагог загадывает загадку:
Кто постирает нам белье,
Чтоб было чистое оно,
Посушит и разгладит,
И утюгом погладит?
Кто я? (Прачка)
Прачка — это человек, который стирает, сушит и гладит белье. Труд прачки тяжелый, но очень необходимый. Прачка стирает полотенца, постельное белье, халаты. Помещение, где работает прачка, называется прачечная. Прачка заботится о том, чтобы все белье всегда было чистое и свежее.
Мама — прачка показывает предметы своего труда, спрашивая детей : «Что это?»
Игра: «Мы платочки постираем»
Педагог предлагает родителям и детям поиграть в игру.
К столу, где представлялись профессии, поставлены карточки с картинками — повар, прачка, врач.
Задание: Из карточек, лежащих на столе, вы найдите предметы, относящиеся к данной профессии, которые нужны для работы врача, прачки или повара.
Дети вместе со своими родителями выполняют задание.
Педагог: — Выполнили? А теперь мы посмотрим, правильно ли?
Врачу нужны для работы: бинт, шприц, градусник
Повару: кастрюля, половник, сковорода.
Прачке: порошок, мыло, таз, стиральная машина
Педагог: Строитель нам построит дом, и мы в нём дружно заживём. Костюм нарядный, выходной искусно нам сошьёт портной. Даст книги нам библиотекарь, хлеб испечёт в пекарне пекарь, Учитель выучит всему — научит грамоте, письму. Письмо доставит почтальон, а повар сварит нам бульон. Я думаю, ты подрастёшь, и дело по душе найдёшь!
По окончании исполняется песня «Гномики» с выполнением движений по тексту песни.
Любое начинание в педагогической деятельности будет наиболее эффективным, если в нём принимают участие родители.