Елена Богина
Формы и методы работы с детьми по охране прав ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы работы с детьми по охране прав ребенка
Богина Елена Николаевна
Воспитатель ЦРР д/с «Солнышко»
Республика Мордовия
г. Ковылкино.
Доклад.
Тема: «Формы и методы работы с детьми по охране прав ребенка».
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
Публикация «Формы и методы работы с детьми по охране прав ребенка» размещена в разделах
С статье 18 (п. 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жесткое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.
С 1 января 1997 года в российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.
Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.
Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни и здоровью ребенка или о нарушении его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.
В соответствии с законодательством РФ ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите, и социальному обслуживанию ребенка так же несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»).
Таким образом, к основным задачам администрации дошкольного образовательного учреждения относятся:
принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
установление контакта со специальными службами защиты детей;
проведение работы по формированию правового сознания родителей.
Что для этого необходимо?
Во-первых, убеждённость педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.
Во-вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов.
В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт (И. А. Карпенко, В. А. Петровский).
«Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезодаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Основным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Наращению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий уровень культуры, образование родителей, негативные семейные традиции;
нежеланный ребенок;
умственные ил физические недостатки ребенка;
трудный ребенок.
В случае выявления жесткого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Вот основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.
Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
Не ухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению.
Проблемы с обучение в связи с плохой концентрацией внимания.
Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки, раны на теле.
Повторяющиеся жалобы на недомогание.
Враждебность или чувство страха по отношению к отцу и матери.
Сильная реакция испуга или отвращение в связи с физической близостью определенного взрослого.
Судорожные реагирования на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
Чрезмерное стремление к одобрению, ласки любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
Демонстрация «взрослого поведения», интерес к вопросам секса.
К проблемным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку. Но и к его родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в д/с реагируют холодно, либо очень бурно и эмоционально.
Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного ДОУ в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?
Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведения в д/с.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказание в детстве применялись по отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.